1 ноября 2016 г. состоялось заседание республиканского методического объединения педагогов-психологов общеобразовательных учреждений по теме: «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательном пространстве».
В работе методического объединения приняли участие 50 педагогов-психологов республики.
Сегодня инклюзивное (включенное) образование понимается как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями и нормально развивающихся сверстников. Создание модели психолого-педагогического сопровождения интегративного процесса можно рассматривать как одно из основных условий и составляющих успешности интеграции.
Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с особыми образовательными потребностями положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.
Основными направлениями деятельности педагога-психолога инклюзивного образования являются:
1. Психодиагностика.
2. Психологическая реабилитация.
3. Психологическое консультирование.
4. Развивающая и психокоррекционная работа.
В связи с этим особая роль отводится психолого-педагогической диагностике, которая предполагает:
— своевременное выявление детей с ограниченными возможностями;
— выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их психическом развитии;
— определение оптимального образовательного маршрут;
— осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с ПМПК);
— планирование коррекционных мероприятий, разработка программы коррекционной работы;
— оценка динамики развития и эффективность коррекционной работы;
— консультирование родителей ребенка с ОВЗ.
На эффективность деятельности образовательного учреждения в направлении развития инклюзивной практики влияет множество факторов, в том числе и эффективная работа всей междисциплинарной команды педагогов и узких специалистов (педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, социальных педагогов, тьюторов), а также родителей детей с ОВЗ.
Основными показателями эффективности учреждения, реализующего инклюзивное образование являются:
— все дети, включенные в инклюзивный образовательный процесс, показывают положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков), адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают образовательное учреждение, получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой;
— родители детей с ОВЗ понимают, как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду;
— специалисты психолого-педагогического сопровождения участвуют в реализации инклюзивных подходов для задач социальной адаптации и развития детей с ОВЗ и их сверстников, используя при этом наиболее эффективные инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения; действуют в междисциплинарной команде, опираясь в планировании и реализации своей профессиональной деятельности на коллегиальные решения и подходы; эффективно взаимодействуют с родителями, педагогами, воспитателями, тьюторами.
Инклюзия – это больше, чем интеграция. Это включение не только в образование, но и в жизнь всех без исключения, это учет сильных и слабых сторон каждого, это признание различий, это возможность получения эффективного образования благодаря постоянной поддержке и изменению образовательного пространства.
Участники методического объединения рассмотрели вопросы организации и содержания психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в образовательных организациях, отметив специфику профессиональной деятельности педагога-психолога.
Большое внимание было уделено нормативно-правовой базе, регулирующей образование детей с ОВЗ. Отдельно подробно рассмотрены вопросы взаимодействия ПМПК и образовательных организаций.
Большой интерес вызвал материал о структуре и содержании адаптивной образовательной программы ребенка с ОВЗ. Специалисты ответили на большое количество вопросов по проектированию и внедрению адаптированных программ для детей с ОВЗ.
Специалисты Центра подготовили методический материал для работы педагогов-психологов по данному направлению.