2 Апреля — Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

2 Апреля — Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

2 преля-Всемирный день распространения информации об аутизме.

Он установлен Генеральной Ассамблеей ООН в ноябре 2007 года (резолюция № A/RES/62/139). Отмечается, начиная с 2008 года, ежегодно 2 апреля.

Этот Всемирный день учреждён по инициативе Государства Катар.

В этот день главные государственные, культурные и финансовые здания разных стран (Empire State Building в Нью-Йорке, Статуя Христа Искупителя в Рио-де-Жанейро, Дворец Конгресса в Лиме (Перу), Мост Нельсона Манделы в ЮАР, здание венгерского парламента в Будапеште, Шанхайский всемирный финансовый центр в Китае, и сотни других зданий) загораются синим цветом.

Цель акции «Зажги синим» — привлечение внимания людей к проблеме аутизма. Во всем мире общественные, правозащитные, благотворительные организации прилагают максимальные усилия для того, чтобы помочь людям с аутизмом социализироваться, создавая образовательные программы для родителей и специалистов. В резолюции Генеральной Ассамблеи уделено внимание, прежде всего, проблеме аутизма у детей, выражается обеспокоенность высокой долей детей, страдающих аутизмом, указывается на важность ранней диагностики и соответствующего обследования.

opera-house-sydney-150x150  light_it_up_blue_Palace_Fine_Arts_Mexico-150x150light_it_up_blue_buddha_stature-150x150

Численность детей, страдающих аутизмом, высока во всех регионах мира и имеет громадные последствия для детей, их семей, общин и обществ. Предполагается, что день 2 апреля специализированные государственные и общественные организации должны посвящать распространению информацию об этом заболевании. Термин «аутизм» (от греческого «autos» — сам) был впервые введен известным швейцарским психиатром Е. Блейхером в 1920г при описании симптомов шизофрении. Он понимал под аутизмом отгороженность от мира, уход в себя, уход в мир собственных фантазий. Аутизм — это нарушение развития нервной системы, которое проявляется в течение первых трех лет жизни. Это заболевание диагностируется при наличии трех симптомов: недостатка социальных взаимодействий, нарушенной взаимной коммуникации, ограниченности интересов и повторяющегося репертуара поведения. Сегодня в мире над проблемой аутизма работают институты, выделяются значительные средства на генетические изыскания, разработаны различные методики психолого-педагогической коррекцииаутистических расстройств. Во всех развитых странах приняты государственные стандарты оказания помощи людям с аутизмом. Детский аутизм является особым видом отклонения в психическом развитии. В силу клинического разнообразия проявлений данного искажения возник термин «расстройства аутистического спектра» (РАС), объединяющий все варианты аутистических расстройств и обозначающий группу детей, нуждающихся в специализированной помощи. Частота встречаемости детского аутизма составляет, по современным данным, 1 на 100 детей. В данную статистику включены и РАС. То есть частота встречаемости РАС выше, чем изолированных глухоты и слепоты вместе взятых, чем синдрома Дауна или детских онкозаболеваний, а в последние десятилетия частота встречаемости РАС увеличивается. На сегодняшний день аутизм, наверное, смело можно назвать одним из самых «странных» психических расстройств в детском возрасте. И не только потому, что таких детей часто называют «странными», а еще и потому что до сих пор неизвестно что является причиной его возникновения и что именно нарушается у такого ребенка. Существуют разные теории, но ни одна из них не может целиком и полностью объяснить природу данного расстройства. Для того чтобы понять что происходит с таким ребенком – представьте себе, что все, что вы ощущаете, чувствуете — увеличилось или уменьшилось стократно. Легкие прикосновения могут вызывать у вас боль или, наоборот, сильный удар – остаться незамеченным. Яркая вещь, ранее привычные звуки станут пугающими, а речь собеседника превратится просто в мелодию. Конечно, взрослый человек мог бы как-то приспособиться даже к таким трудностям, но ребенок-аутист испытывает их с самого рождения. Сложно такое представить, но можно понять, что в таком случае мир людей и мир вещей воспринимаются им иначе. Одновременно с такой особой чувствительностью эти дети имеют ограниченное количество энергии. Это проявляется, с одной стороны, в ограничении активности (игровой, речевой, коммуникативной), а с другой, в необходимости различных стереотипных действий (потряхивания, кручение, двигательное беспокойство и т.д.), которые направлены как раз на то, чтобы снять лишнее напряжение и простимулировать себя. Именно такое искажение психического развития у детей с аутизмом приводит к формированию защитного механизма, который «отгораживает» такого ребенка от воздействий внешнего мира и тем самым затрудняет контакт с ним, искажая все его развитие. У таких детей отмечаются выраженные трудности во взаимодействии с другими людьми и с окружающим миром в целом. У них нарушены эмоциональные связи даже с самыми близкими людьми. Ребенок с аутизмом развивается иначе уже с самого рождения, его развитие искажается, поэтому внимательные родители уже в младенчестве замечают характерные особенности. Чаще родители бьют тревогу к двум-трем годам, когда речь необычна или так и не появилась, а проблемы с поведением вымотали и истощили всю семью.

Важным фактором лечебного и реабилитационного процесса является степень участия родителей и эффективность взаимодействия специалистов с ближайшем окружением ребенка (членами семьи). Семейное консультирование является неотъемлемой составляющей при оказании помощи таким детям. Коррекционная работа детей с аутизмом должна в обязательном порядке носить комплексный характер, в отдельности взятая медикаментозная, психологическая, логопедическая помощь, как правило, не приводит к стойким положительным изменениям. Для каждого аутичного ребенка необходим индивидуальный подход по подбору, как фармакологических препаратов, так и основных психолого-педагогических стратегий. Все, кто растит аутистов, невероятно заинтересованы в том, чтобы информация о нем распространялась. Но все, кто растит аутистов, чрезвычайно не заинтересованы в том, чтобы информация была ложной. Количество мифов, которые нарастил на свою буквально больную голову аутизм, чудовищно и превышает все мыслимые пределы приличия. И дело не в том, что эти мифы оскорбительны или дискриминационны. Дело в том, что они мешают главному – своевременному вмешательству в коррекцию, лечению аутистов и их полному выздоровлению. Эти мифы мешают ранней диагностике детей, поддерживая старорежимные педиатрические стереотипы в стиле «перерастет». Эти мифы ставят блоки на восприятие родителей, впадающих в ступор от растиражированной «безнадежности» диагноза и опускающих руки родителей.

«Проведение Всемирного дня распространения информации о проблеме аутизма позволяет не только углубить ее понимание, но и призвать к принятию конкретных практических мер.