Семинар для замещающих родителей приемных детей с ОВЗ

Семинар для замещающих родителей приемных детей с ОВЗ

 

В рамках реализации мероприятий, направленных на обеспечение государственных гарантий для получения образования и социальной поддержки детьми с ОВЗ, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей на 2017 год 21 ноября 2017 года Государственным бюджетным учреждением Республики Адыгея «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» был проведен практический семинар для замещающих родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья «Если в семье ребенок с ОВЗ».

Специалисты сопровождения замещающих семей центра рассмотрели сложные вопросы построения детско-родительских отношений, в основе которых должны лежать отношения привязанности ребенка к родителям и родителей к ребенку.

Подробно рассматривались вопросы развития мотивационных систем ребенка, фундаментом которых является привязанность, позволяющая ребенку развиваться, чувствовать себя защищенным, уверенным в себе и своих родителях, умеющим справляться с трудностями.

Опыт, который ежедневно получает ребенок в семье в процессе взаимодействия со своими родителями и членами семьи, является основой для формирования его представлений о себе и других людях- «Я такой, как обо мне заботятся».

Возрастает число приемных детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях семьи. Семья должна обеспечить им возможность качественного формирования социально-психологических умений и навыков. Очень важно создать условия для преодоления негативных последствий прошлого опыта, способствовать коррекции нарушенного развития.

На установление детско-родительских отношений влияют следующие факторы:

  • мотивы принятия в семью на воспитание ребенка-сироты с ОВЗ, которые определяются внутренней «Я-концепцией» замещающих родителей;

  • личные установки родителя на процесс развития и воспитания особого ребенка;

  • набор компетенций (знания, умения, навыки), необходимый для благополучного развития приемного ребенка с ОВЗ.

Специалисты подробно остановились на формировании позиции родителя особого ребенка, которая направлена на привлечение родителя к коррекционно-развивающему процессу, увлечения родителя этим процессом развития ребенка, поиск творческого подхода к воспитанию и развитию ребенка с ОВЗ.

Замещающими родителями были изучены определения детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих различные отклонения психического или физического плана, препятствующие освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Были выделены общие особенности детей с ОВЗ:

  • нарушения умственной работоспособности;

  • недостатки общей и мелкой моторики;

  • трудности во взаимодействии с окружающим миром;

  • изменения способов коммуникации и нарушение средств общения (нарушается речевое общение, возрастает роль невербальных средств коммуникации);

  • нарушение вербализации (озвучивания своего опыта);

  • нарушение познания окружающего мира;

  • бедность социального опыта;

  • трудности социальной адаптации, нарушения взаимодействия с социальной средой;

  • нарушение способности к приему и переработке информации: уменьшается скорость и объем воспринимаемой информации, нарушаются условия хранения информации и ее использования.

Специалисты подробно остановились на специальных условиях для получения образования детьми с ОВЗ: специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения, педагогические, медицинские и иные услуги, без которых невозможно( затруднено) освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицами с ОВЗ (например, услуги ассистента, тьютора).

Большое внимание было уделено вопросам обучения приемных детей с ОВЗ. Родителям подробно было разъяснено, что такое адаптированная программа для ребенка с ОВЗ различных вариантов ФГОС для детей с ОВЗ, ее структура, цель и задачи, участники реализации ее.

Было акцентировано внимание на том, что основой любой адаптированной программы является ФГОС для детей с ОВЗ, а также заключение ПМПК, статус «Ребенок с ОВЗ», специальные образовательные условия; заключение МСЭ, статус «Ребенок-инвалид», наличие индивидуальной программы реабилитации (ИПР), согласие родителей(законных представителей) на обучение ребенка по адаптированной образовательной программе.