Семейное устройство признано во всем мире наиболее эффективной формой воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В основе этого лежит право каждого ребенка жить и воспитываться в семье.
Именно в семье возможно преодоление различных видов нарушений развития ребенка. Практический опыт работы служб сопровождения замещающих семей показывает, что эффективность функционирования замещающей семьи и уровень психологической защищенности приемных детей значительно выше в тех случаях, когда родители прошли предварительную подготовку по различным психологическим, педагогическим, юридическим вопросам, связанным с воспитанием и развитием детей-сирот.
Положительное воздействие на психологическую готовность потенциальных родителей к приему оказывает не только новая информация, получаемая от специалистов, но и возможность обмениваться опытом с другими кандидатами на занятиях в ШКОЛЕ ЗАМЕЩАЮЩЕГО РОДИТЕЛЯ, анализировать свои страхи, опасения, переживания, ожидания и надежды.
С 1 сентября 2012 года вступили в силу Федеральный закон от 30.11 2011 года № 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» и постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 391 «О внесении изменений в Правила передачи детей на усыновление…», сделавшие подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ.
Подготовка замещающих родителей является важным и ответственным делом, так как от ее эффективности зависит успешность воспитания ребенка в семье, успешность функционирования семьи в целом. Подготовка способствует принятию мотивированного решения о возможности быть замещающими родителями, позволяет кандидатам оценить свои силы, получить необходимую психолого-педагогическую помощь и поддержку. Никогда нельзя окончательно научиться воспитывать детей. Проблемы и трудности неизбежны, поэтому немало важной частью программы является формирование у замещающих родителей установки на обучение, как непрерывный процесс.
Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей утверждена Приказом Министерства образования и науки Республики Адыгея от 16.07.2012 года № 777.
Программа рассчитана на 80 часов лекционных и практических занятий
Цель программы: комплексная подготовка замещающих родителей по основным проблемам становления замещающей семьи, воспитания и развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачи программы:
1. Изложение основ психологических, педагогических. Медицинских и юридических знаний, необходимых для создания замещающей семьи и эффективного воспитания приемных детей;
2. Проработка ведущих мотивов замещающих родителей, побудивших их принять детей-сирот в семью;
3. Обучение навыкам эффективного детско-родительского взаимодействия.
Участники Школы принимающих родителей ведут личный дневник и заполняют его в конце каждого занятия. Дневник иллюстрирует динамику внутренних изменений слушателей, которые они претерпевали в процессе подготовки, а также имеет необходимую информацию по основным вопросам воспитания и развития приемных детей.
Итоговая аттестация кандидатов в замещающие родители проводится в форме тестовой работы, включающей в себя теоретические и практические вопросы, изученные на занятиях.
Граждане, успешно усвоившие программу подготовки и сдавшие итоговую работу, получают свидетельство о прохождении курса подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Важная информация
Приложение к письму Минобрнауки России от 24 августа 2012 г. № ИР-713/07 «Рекомендации по организации и осуществлению деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей».
Постановлением № 391 вводится обязательное требование для граждан представлять в орган опеки и попечительства документ о прохождении подготовки кандидатов в приемные родители для получения заключения о возможности быть усыновителем либо заключения быть опекуном несовершеннолетнего ребенка.
Исключение предусматривается для следующих категорий граждан:
— для усыновителей, являющихся отчимами(мачехами) усыновляемых детей;
— для усыновителей, опекунов, приемных родителей — близких родственников приемных детей. ( Под близкими родственниками понимаются родственники по прямой восходящей и нисходящих линии, а именно родители и дети; дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры);
— для усыновителей, которые уже являются или являлись усыновителями и не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей;
— для опекунов, приемных родителей. Которые являются или являлись опекунами детей и не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей