Кандидаты в замещающие родители должны знать и уметь

Кандидаты в замещающие родители должны знать и уметь

Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие программу подготовки, по завершении курса должны иметь четкое представление:

— о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии организации по подготовке замещающих семей, сопровождающей организации и замещающей семьи в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, финансовой помощи замещающим семьям;

— об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в замещающие родители берут на себя с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

— о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;

— о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома — на улице, в общественных местах;

— о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;

— о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых замещающему родителю;

— о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.

Кандидаты, успешно освоившие программу подготовки, должны знать:

— свои права и обязанности как замещающих родителей, как в отношении ребенка, так и в отношении сопровождающей организации;

— закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;

— важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;

— причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;

— о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;

— этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;

— особенности протекания периода адаптации ребенка в замещающей семье;

— о влиянии собственного опыта замещающих родителей на их отношение к «трудному» поведению детей;

— санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;

— способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;

— возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.

Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие программу подготовки, должны уметь:

— использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;

— видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;

— рассматривать «трудное» поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;

— выбирать способы реагирования на «трудное» поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;

— осознать природу своих чувств по поводу «трудного» поведения ребенка;

— быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;

— предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;

— оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;

— преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;

— прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

— понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;

— оценивать воспитательский ресурс своей семьи;

— быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;

— ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и замещающим родителям;

— заботиться о здоровье ребенка;

— соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка.