Методическое объединение педагогов-психологов «Суицидальное поведение несовершеннолетних как форма кризисного реагирования»

Методическое объединение педагогов-психологов «Суицидальное поведение несовершеннолетних как форма кризисного реагирования»

16 декабря 2015 г. состоялось заседание  республиканского методического объединения педагогов-психологов общеобразовательных учреждений по теме: «Суицидальное поведение несовершеннолетних как форма кризисного реагирования». 

    В последние десятилетия во всем мире наблюдается тенденция к росту числа самоубийств, однако в России и других странах ближнего зарубежья она выражена наиболее сильно. По данным государственной статистики количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти.

Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.

Суицидальное поведение несовершеннолетних в настоящее время является глобальной социально-психологической проблемой. Моральное, физическое насилие, порочные методы воспитания, педагогическая и социальная запущенность сопутствует жизни многих подростков в семье.

Педагоги-психологи рассмотрели сложные вопросы распознавания суицидальной опасности и способы выявления детей и подростков с суицидальным поведением, причины и особенности суицидального поведения подростков. Особое внимание было уделено сопровождению детей с суицидальным риском в образовательном учреждении.

Специалисты Центра подготовили методический материал для работы педагогов-психологов по данному направлению.

 

Распознавание суицидальной опасности среди детей и подростков.

«Самое страшное для ребенка — это когда его не любят, и больше всего он боится быть отвергнутым.» (Джон Джозеф Эвой)

СТАТИСТИКА

Каждый год в России совершают самоубийства более 1,5 тысяч детей.

Покушений на самоубийство в 3-4 раза больше.

Россия занимает 1 место в мире по подростковым суицидам в возрасте 15-19 лет и одно из первых мест в Европе по детским суицидам.

1/5 часть всех подростков в возрасте 15-19 лет страдают депрессией.

Мысль о суициде появляется у 45% девушек и 27% юношей.

Большая часть подростковых суицидов совершается весной и летом.

Наиболее опасный возраст — с 14-15 лет и старше

Девочки совершают суицидальные попытки в 3 раза чаще, чем мальчики.

Мальчики убивают себя в 4-5 раз чаще, чем девочки, т.к. выбирают более действенные методы, оставляющие мало возможностей для спасения,

Лишь 10 % детей действительно хотят покончить жизнь самоубийством, в 90 % — это крик о помощи.

В стране происходит порядка 53 случая самоубийств (среди молодежи) на 100 тысяч населения. Это в 3 раза больше, чем мировой показатель

Что важно знать ?

Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам)

Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.

Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально – психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.

Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.

Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.

Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.

На каждый завершенный суицид приходится около 100 суицидальных попыток

Формы суицидального поведения у подростков (по А.Е. Личко)

1. Демонстративное — истинное намерение покончить с жизнью отсутствует, доминирующую роль играет желание избавиться от неприятностей, наказания или вызвать жалость, сочувствие, заполучить репутацию исключительной личности. Обычно адресуются конкретному лицу и имеют тенденцию повторяться.

2. Аффективное (короткое замыкание)- как реакция на острые аффективные ситуации (унижение на глазах окружающих, уязвленное самолюбие, утрата надежд и т. д.). Глубина аффекта столь велика, например, на фоне уже имеющейся депрессии, что формируется истинное суицидальное желание, доводимое до завершения.

3. Истинное — обдуманное, нередко постепенно выношенное намерение покончить с собой, побуждаемое цепью неудач и разочарований. Поведение строится так, чтобы суицидальная попытка была эффективной, чтобы ей «не помешали».

Суицидальное поведение подростков и акцентуации

Гипертимный тип акцентуации Склонность к суицидальному поведению не характерна, но характерно аддиктивное поведение (алкоголь, наркотики и др.).

У циклоидов возможность суицида зависит от фазы. В субдепрессивной фазе характерно суицидальное поведение. Суицидные попытки совершаются обычно в стрессовой ситуации на высоте аффекта, когда самолюбие подростка уязвлено публично, его не покидают мысли о собственной неполноценности, непригодности, безволии.

Эмоционально-лабильные подростки склонны к суицидному поведению аффективного типа. Они быстро принимают решение и быстро его осуществляют (в тот же день). Мотивом этих действий служит не столько желание умереть, сколько сделать с собой что-то из-за невозможности переживать данное событие.

Сенситивный тип. Основная черта — чувство собственной неполноценности. Они не делятся своими переживаниями, накапливая, аккумулируя чувство вины за свою неполноценность, постепенно приходя к мысли о невозможности и бессмысленности своего существования..

Психастеническая и Шизоидная акцентуации вообще не предрасположена к суицидам.

Эпилептоидный тип акцентуации предполагает риск самоубийства. Истинные суициды встречаются у эпилептоидных психопатов. Доминирует демонстративная форма. Мотивом служит желания причинить обидчику вред, напугать кого-то, добиваясь своих целей. Но демонстративные по форме намерения при сильном аффекте могут стать неконтролируемыми и обернуться трагедией.

Истероид. Главной чертой является демонстративность, склонен к шантажу, в том числе и к суицидальному. Стремятся произвести наибольшее впечатление на окружающих, разжалобить или напугать, но главное привлечь к себе внимание. Демонстративность суицида может обернуться реальным самоубийством из-за несчастного случая.

Неустойчивый тип. Слабость волевой сферы в организации поведения подростка. Риск суицида незначительный. Составляют риск алкоголизма, наркомании, токсикомании, вовлечения в асоциальные группы, но не суицидального поведения.

Особенности суицидального поведения подростков

1. Недостаточно адекватная оценка последствий аутоагрессивных действий (смерть как нечто абстрактное, что-то временное, похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью). Дети и многие подростки, совершая суицид, прямо не предусматривают смертельного исхода.

2. Несерьезность, мимолетность и незначительность (с точки зрения взрослых !) мотивов, которыми дети объясняют попытки самоубийства (этим обусловлены трудности своевременного распознавания суицидальных тенденций и существенная частота неожиданных для окружающих случаев).

3. Наличие взаимосвязи попыток самоубийств детей и подростков с отклоняющимся поведением (побегами из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, наркотизацией, сексуальными эксцессами и т.д.).

4. В детском и подростковом возрасте возникновению суицидального поведения способствуют депрессивные состояния, которые проявляются иначе, чем у взрослых.

Причины суицидального поведения подростков

  • Несформированное понимание смерти

  • Ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям, потеря любимого человека
  • Стрессовые жизненные ситуации (серьезный разлад в семье, разлука, влияние деструктивных сект и субкультур)
  • Уязвленное чувство собственного достоинства
  • Разрушение защит под действием алкоголя, ПАВ
  • Отождествление себя с человеком, совершившим суицид
  • Различные формы страха , гнева,
  • печали по различным поводам
  • Депрессия, чувство безнадежности или беспомощности.
  • насилием со стороны взрослых
  • (около 60-70 % от всех случаев)
  • стрессы в связи со сдачей ЕГЭ
  • Депрессия, чувство безнадежности.

МОДНО (синдром Вертера)

Массовая волна подражающих самоубийств, которые совершаются после самоубийства, широко освещённого телевидением или другими СМИ, либо описанного в популярном произведении литературы или кинематографа.

Подростки наиболее остро подвержены «суицидальному заражению» за счет:

— незрелой психики, еще несформировавшихся ценностей, легкого влияния толпы, во-вторых,

— создание в сознании романтического, героического, красивого, сильного эффекта от столь, по мнению юношей и девушек, мужественного поступка.

Смерть воспринимается как игра, жизнь теряет ценность.  Покончить с собой становится крутым, смелым поступком. Все это происходит на фоне бездействия или незнания родителей о степени проблем взрослеющих детей.

Факторы риска

Условия семейного воспитания: отсутствие отца в раннем детстве;

матриархальный стиль отношений в семье; воспитание в семье, где есть алкоголики, психические больные; отверженность в детстве; воспитание в семье, где были случаи самоубийства.

Стиль жизни и деятельности: акцентуация характера; активное употребление алкоголя и наркотиков; склонность к рискованным финансовым предприятиям; совершение уголовно наказуемого поступка, попытки совершения суицидальных попыток в прошлом;

Взаимоотношения с окружающими людьми: изоляция от социального окружения, потеря социального статуса; разрыв высоко значимых любовных отношений; затрудненная адаптация к деятельности и др.

Недостатки физического развития (заикание, картавость, ожирение…), длительные соматические заболевания, инвалидность

Проявления, свидетельствующие о суицидальной направленности подростка

Наблюдаем:

  • необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
  • усиление жалоб на физическое недомогание;
  • склонность к быстрой перемене настроения;
  • жалобы на недостаток сна или повышенную сонливость;
  • ухудшение или улучшение аппетита;
  • признаки беспокойства;
  • признаки вечной усталости;
  • уход от контактов, изоляция от друзей и семьи;
  • отказ от общественной работы, от совместных дел;
  • излишний риск в поступках;
  • нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;

поглощенность мыслями о смерти или загробной жизни;

  • необычные вспышки раздражительности;
  • усиленное чувство тревоги;
  • выражение безнадежности;
  • приобщение к алкоголю или наркотикам или их усиленное потребление;
  • раздача подарков;
  • приведение всех дел в порядок;
  • разговоры о собственных похоронах;
  • отсутствие планов на будущее;
  • составление записки об уходе из жизни.

Внимательно слушаем:

Словесные заявления обучающегося — признаки суицидальных намерений:

«ненавижу жизнь»;

«они пожалеют о том, что они мне сделали»;

«не могу этого вынести»;

«я покончу с собой»;

«никому я не нужен»;

«это выше моих сил».

Признаки высокой вероятности реализации попытки самоубийства:

  • открытые высказывания о желании покончить жизнь самоубийством знакомым, родственникам, любимым;
  • косвенные «намеки» на возможность суицидальных действий (например, появление в кругу друзей, родных, одноклассников с петлей на шее ,«игра» с оружием, имитирующая самоубийство…
  • активная подготовка: поиск средств (собирание таблеток, хранение отравляющих веществ, жидкостей и т. п.); фиксация на примерах самоубийств (частые разговоры о самоубийствах вообще); символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей)
  • изменившийся стереотип поведения: несвойственная замкнутость и снижение двигательной активности у подвижных, общительных; возбужденное поведение и повышенная общительность у малоподвижных и молчаливых; сужение круга контактов, стремление к уединению.

Главную роль в возникновении суицидально-опасной ситуации играют конфликты

  • Конфликты, связанные с учебой, и социального взаимодействия людей: индивидуальные адаптационные трудности; неудачи выполнения конкретной задачи; конфликты с одноклассниками; межличностные конфликты с учителем, классным руководителем (мастером), руководителем ОУ или его заместителями.
  • Лично-семейные конфликты: неразделенная любовь; измена любимого человека; развод; тяжелая болезнь; смерть близких людей; половая несостоятельность.
  • Конфликты, обусловленные состоянием здоровья: психические заболевания; хронические соматические заболевания; физические недостатки.
  • Конфликты, связанные с антисоциальным поведением: страх уголовной ответственности; боязнь позора.
  • Конфликты, обусловленные материально-бытовыми трудностями.

Помощь при потенциальном суициде

при наличии суицидального поведения необходимо:

— снять психологическое напряжение в психотравмирующей ситуации,

— уменьшить психологическую зависимость от причины, повлекшей суицидальное поведение,

— формировать компенсаторные механизмы поведения,

— формировать адекватное отношение к жизни и смерти.

Антисуицидальные факторы личности — это сформированные положительные жизненные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологические особенности человека, а также душевные переживания, препятствующие осуществлению суицидальных намерений. Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов обладает человек, в частности подросток, тем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер.

Антисуицидальные факторы личности

  • эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;
  • выраженное чувство долга, обязательность;
  • концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба;
  • учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения;
  • убеждения о неиспользованных жизненных возможностях;
  • наличие жизненных, творческих, семейн%D