Организация мероприятий по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних в образовательном учреждении

Организация мероприятий по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних в образовательном учреждении

Принципы деятельности образовательного учреждения, направленные на профилактику суицидального поведения несовершеннолетних:

  • Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности каждого участника образовательного процесса.

  • Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности каждого участника образовательного процесса.

  • Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.

  • Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.

  • Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

Уровни суицидальной превенции в образовательной среде

Первый уровень – общая профилактика.

Цель — повышение групповой сплоченности в школе.
Мероприятия.
Создание общих школьных программ психического здоровья, здоровой среды в школе. Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи.
Учащиеся, чувствующие, что учителя к ним справедливы, что у них есть близкие люди в школе, ощущающие себя частью школы, гораздо реже думают или пытаются совершить самоубийство.
Задачи специалистов психологической службы ОУ на данном этапе:

  • Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

  • Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп как в воспитательно-образовательном процессе, так и в период трудной жизненной ситуации (составление программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся).

  • Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.

  • Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

  • Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.

Второй уровень – первичная профилактика.

Цель — выделение групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков и их семей группы риска с целью предупреждения самоубийств.
Мероприятия.
1). Диагностика суицидального поведения и составление банка данных детей, подростков и их семей группы риска;

2). Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблемно-разрешающему поведению, поиску социальной поддержки, ее восприятию и оказанию, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии;

3). Организация и проведение классных часов, круглых столов, оформление тематических стендов;

4). Разработка плана действий в случае самоубийства, в котором должны быть процедуры действия при выявлении учащегося группы риска, действия при угрозе самоубийства и после самоубийства.
Задачи службы на данном этапе:

  • Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите.

  • Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.

  • Оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.

  • Сопровождение детей и подростков группы риска по суицидальному поведению с целью предупреждения самоубийств: терапия кризисных состояний, формирование адаптивных копинг-стратегий, способствующих позитивному принятию себя подростками и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования.

  • Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.

  • Повышение осведомленности специалистов образовательного учреждения, родителей и учащихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации.

  • Включение созданной системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе (составленной программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся) в общий план действий.

  • Определение педагогом-психологом собственной позиции и перечня конкретных действий при выявлении учащегося группы риска, при угрозе учащегося закончить жизнь самоубийством и после самоубийства.

Третий уровень – вторичная профилактика.

Цель — Предотвращение самоубийства.
Мероприятия
1)  Оценка риска самоубийства.
Оценка риска самоубийства происходит по схеме: крайняя (учащийся имеет средство совершения самоубийства, выработан четкий план), серьезная (есть план, но нет орудия осуществления) и умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий).

2)  Оповещение соответствующего учреждения психического здоровья, запрос помощи. Оповещение родителей.

3) Разбор случая со школьным персоналом, который был включен в работу, так чтобы он мог выразить свои чувства, переживания, внести предложения относительно стратегий и плана работы.
Задачи психологической службы на данном этапе:

  • Организовать и провести встречу близких друзей, одноклассников с врачом психиатром (психотерапевтом).

Четвертый уровень – третичная профилактика.

Цель — Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов.
Мероприятия
1) Оповещение, возможность проконсультироваться с психологом, внимание к эмоциональному климату в школе и его изменению.

2) Направление суицидента к врачу психотерапевту с целью глубинной психотерапевтической коррекции состояния.

3) Отслеживание динамики психологического состояния суицидента в образовательном учреждении.

Задачи психологической службы ОУ на данном этапе:

  • Оказание экстренной первой помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия (дети, подростки, персонал школы).

  • Знание координат специалистов, которые могут оказать психотерапевтическую помощь суицидентам и их семьям.

  • Наличие диагностического инструментария для отслеживания динамики психологического состояния суицидента.