Единый государственный экзамен радикально отличается от привычной формы проверки знаний – традиционной сдачи экзаменов. Поэтому существует проблема психологической подготовки выпускников к экзамену.
Если рассмотреть психологическую составляющую ЕГЭ, то можно выделить наиболее значимые психологические характеристики, которые требуются от выпускников в процессе сдачи ЕГЭ:
- высокая мобильность и переключаемость;
- высокий уровень организации деятельности;
- высокая и устойчивая работоспособность;
- высокий уровень концентрации внимания, произвольности;
- четкость и структурированность мышления;
- сформированность внутреннего плана действий.
Процедура прохождения ЕГЭ — деятельность сложная, отличающаяся от привычного опыта учеников, предъявляющая особые требования к уровню развития их психических функций. Она требует особой системной работы педагога-психолога по подготовке учащихся к ЕГЭ.
Выделим этапы деятельности педагога-психолога по реализации модели психолого-педагогического сопровождения выпускников, сдающих ЕГЭ:
- организационный;
- диагностический;
- психопрофилактический;
- развивающий;
- аналитический.
Взаимодействие осуществляется с учащимися, родителями, педагогами и администрацией образовательного учреждения.
Важным этапом работы специалиста является диагностический этап, который проводится заблаговременно. Проводятся диагностические исследования по валидным методикам.
Для определения “группы риска” выпускников рекомендованы:
Название и автор методики |
Исследуемая психологическая характеристика |
Опросник “Сенсорные предпочтения”, Э. Эйдемиллер | Доминирующие информационные каналы |
Определение стиля обучения и мышления, П. Торранс | Доминирующее полушарие
Мышление (образное, логическое) |
Тест-опросник Леонгарда-Шмишека | Акцентуации характера (гипертимность, застревание) |
Методика диагностики тревожности.
А. М. Прихожан |
Эмоционально-характерологические качества (тревожность). |
Выявив учащихся “группы риска”, которые в силу психологических особенностей могут испытывать затруднения на ЕГЭ, необходимо разработать стратегию их психолого-педагогического сопровождения:
- Проанализировать выявленные личностные особенности учащихся 9 — 11 классов и ознакомить с ними учителей, учащихся и родителей.
- В соответствии с выявленными индивидуальными особенностями учащихся составить рекомендации для учащихся 9 –11 классов, их родителей и педагогов, работающих в выпускных классах;
- Информировать администрацию о результатах, полученных в ходе исследования.
- Организовать развивающую работу для выпускников.
Характеристика групп риска:
1. Аудиалы: имеют определяющий доминирующий способ получения и переработки информации аудиальный (слуховой). Они зачастую проговаривают информацию вслух.
2. Кинестетики: имеют определяющий доминирующий способ получения и переработки информации кинестетический (тактильный).
3. Гипертимные дети обычно быстрые, энергичные, активные, несклонные к педантизму. У них высокий темп деятельности, они импульсивны и порой несдержанны. Быстро выполняют, но зачастую делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок. Они склонны пренебрегать точностью и аккуратностью во имя скорости и результативности. Такие дети испытывают затруднения в ходе работы, требующей высокой тщательности, собранности и аккуратности, зато прекрасно справляются с заданиями, не требующими высокой мобильности и переключаемости. Их особенностью часто является невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация.
4. Правополушарные: у таких детей преобладает активность правого полушария. Они могут испытывать затруднения при необходимости логически мыслить, структурировать, анализировать и сопоставлять различные факты. Им легче выполнять задания гуманитарного характера, чем физико-математического.
5. Застревающие: основательны, зачастую медлительны. Им требуется длительный ориентировочный период при выполнении каждого задания. Такие дети испытывают трудности при переходе от одного задания к другому
6. Астеники: дети с высокой утомляемостью. Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок. Как правило, утомляемость у астеников связана с особенностями высшей нервной деятельности и имеет не столько психологическую, сколько неврологическую природу.
7. Тревожные: для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую учебную ситуацию, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и т. д.).
Дети часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, причем это может и не вести к существенному улучшению качества работы. При устном ответе они, как правило, пристально наблюдают за реакциями взрослого. Обычно задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, правильно ли они его поняли. При выполнении индивидуального задания обычно просят учителя “посмотреть, правильно ли они сделали”. Они часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы.
На основе анализа диагностики представить информацию в виде сводной таблицы по группам риска.
I подгруппа — учащиеся, не вошедшие в группу риска ни по одному критерию
II подгруппа учащиеся, относящиеся к группе риска по одному критерию
III подгруппа — учащиеся, относящиеся к группе риска по двум критериям
IV подгруппа учащиеся, относящиеся к группе риска по трем и более критериям.
На данном этапе педагогам необходимо дать конкретные рекомендации по стратегии сопровождения учащихся на этапе подготовки к ЕГЭ в соответствии с выявленными индивидуальными особенностями учащихся.
Психопрофилактический этап должен включать в себя:
рекомендации для выпускников и родителей.
Развивающий этап
включает в себя “Тренинг эмоциональной устойчивости” для выпускников
Аналитический этап
предусматривает анализ результатов ЕГЭ и психологических особенностей выпускников, выявленных в результате исследования, что позволяет осуществлять психолого-педагогический мониторинг по ЕГЭ.
Анализ выполненной работы по психолого-педагогическому сопровождению показывает, что полноценная психологическая поддержка выпускников может осуществляться только при тесном взаимодействии педагогов, психологов и родителей, что позволяет направить усилия всех взрослых на достижение одной и той же цели.