Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся выпускные экзамены для нас и наших детей.
Почему мы боимся сдавать экзамены во все времена, а в форме ЕГЭ особенно? Почему это слово заставляет нас переживать, а наше сердце стучать с большей силой? Почему появляется страх у наших детей и тревога у нас, родителей?
Страх экзамена появляется, когда человек начинает понимает, что от результата зависит его дальнейшая судьба, и запускается механизм сомнений, а хватит ли ему способностей и возможностей справиться с испытанием.
Ведь ЕГЭ — это не просто выставление оценок, а право успешно поступить в выбранный вуз и своеобразный «пропуск в новую жизнь». Кроме того добавляет тревоги и внешние обстоятельства, такие как : сдача экзамена в новых, непривычных условиях (новая школа, учителя, учащиеся), необходимость продемонстрировать ребенку свои знания по всему циклу изучаемой дисциплины.
Нередко нервозность нагнетают сами родители выпускников своими рассуждениями о ненужности и неправильности ЕГЭ.
Поэтому первый совет для родителей — раз уж Единый государственный экзамен неизбежен, постарайтесь не накручивать ребёнка и не нагнетайте ситуацию. Важно осознавать свои страхи и переживания и постараться более эффективно организовать процесс подготовки к итоговому экзамену.
Родителям необходимо задолго до экзаменов поговорить с ребенком о предстоящих испытаниях и убедить ребенка в том, что лучшая профилактика страха и тревоги — это простая каждодневная систематическая подготовка к экзамену. К сожалению, без этого остальные советы и доводы родителей будут бесполезны.
Следует наметить с ребенком конкретные, измеримые и реальные цели с указанием сроков и постепенно их достигать.
Необходимо обратить внимание детей на эффективность запоминания, которая зависит от их индивидуальных особенностей.
У каждого человека есть определенный канал восприятия информации, с помощью которого материал усваивается лучше всего: зрительный (чтение, составление схем, таблиц), слуховой (чтение и проговаривание вслух, возможно запись на диктофон и прослушивание материала), моторный (при запоминании добавлять жесты, простые движения ног, рук). Стоит делать акцент именно на него, но не отказываться и от остальных.
Если ваш ребенок очень активный и быстро отвлекается на посторонние стимулы, то помогите ему осознать важность ситуации экзамена и развить навыки самоконтроля и самопроверки, т. е. по завершении работы находить ошибки, самостоятельно проверять результаты задания, а во время экзамена — основное правило работы «Сделал — проверь».
Если ваш ребенок медлительный, трудно переключается с одной деятельности на другую, то ему необходимо тренировать навык переключения: использовать часы, определяя время, необходимое для каждого задания. Можно заранее определять временные затраты на каждое задание, а во время экзамена стараться рационально использовать отведенное время и контролировать его.
Если ваш ребенок пишет левой рукой, то вероятнее всего у него хорошо развито образное мышление. Посоветуйте ему задействовать его воображение, используя сравнения, образы, метафоры, рисунки. А во время экзамена, возможно, стоит начинать с выполнения заданий типа В и С, а уже потом переходить к простейшим заданиям типа А.
Если ваш ребенок быстро устает, то необходимо уделить во время подготовки особое внимание режиму дня, где имеют место перерывы в занятиях, прогулки на свежем воздухе, достаточный сон, сбалансированное питание, а вовремя экзамена выполнять задания с некоторыми короткими перерывами для восстановления сил.
Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия с репетиторами, а если такой возможности нет? Тогда необходимо поискать как можно больше различных опубликованных по этому предмету тестов. Эти тренировки ознакомят выпускников с конструкциями тестовых заданий. Если есть пробелы в знаниях и материал не понятен, то можно использовать интернет-уроки.
Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет. Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку смысла не имеет, так как в аудитории находятся видеокамеры. В любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.
Необходимо напомнить детям, что работоспособность неодинаковая в течение дня и зависит от индивидуальных особенностей. Очень важно чередовать занятия и отдых, например:40 минут занятий, затем 10-15 минут — перерыв. Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать необходимо, не дожидаясь усталости.
Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающими телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была спокойная музыка без слов.
На период экзаменов можно часть обязанностей ребенка уменьшить, с условием, что это время будет использовано на подготовку к экзамену.
Обратите внимание на питание ребенка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга. Важно, чтобы выпускник обходился без стимуляторов (кофе, очень крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе.
Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
Но самое главное в психологической подготовке к экзаменам — это его поддержка самыми близкими. Ребенок должен быть уверен, что семья любит его, и независимо от результата ЕГЭ, отношение к нему останется неизменным.
Но что делать, если результат не совпадет с ожиданиями? Это самый волнующий вопрос. Именно он должен быть оговорен заранее в семье. Определенность пути придаст ощущение безопасности. При этом страховочный вариант — это не наказание за плохой результат экзамена, он просто другой. Выбор запасного варианта нужно доверить самому выпускнику, но родители должны о нем знать и быть с ним согласны.
Рекомендации подготовила педагог-психолог ГБОУ РА «Центр диагностики и консультирования» А.Н. Сафонова