Организация системной социально-психологической работы с детьми из семей, находящихся в социально-опасном положении

Организация системной социально-психологической работы с детьми из семей, находящихся в социально-опасном положении

Говоря о семьях, находящихся в социально-опасном состоянии, мы, прежде всего, имеем в виду неблагополучное отношение к детям, воспитывающимся в таких семьях. Иными словами, это семьи, которые не могут обеспечить нормальное, социально-приемлемое, бесконфликтное формирование личности своим детям. Варианты неблагополучного отношения могут быть самыми различными, но результаты его всегда одни и те же, а именно резкое возрастание риска развития нервно-психических заболеваний у детей, снижение их способности к адаптации, трудности усвоения целого ряда нравственных общечеловеческих норм, формирование противоречивых чувств к собственным родителям, в т.ч. и враждебного отношения к ним. К наиболее распространенным вариантам неблагополучного отношения родителей к детям можно отнести: безнадзорность, повышенную конфликтность, эмоциональное отвержение, пренебрежение потребностями и нуждами, жестокое обращение.

Стоит отметить, что высокий уровень внутрисемейных конфликтов является одним из основных проявлений социально-опасного состояния семьи. Таким образом, внутрисемейное неблагополучие создает предпосылки для дисгармоничного развития личности и осложняет отношение ребенка со сверстниками в коллективе. Обозначенные выше проблемы обуславливают необходимость разработки комплекса мероприятий, которые смогли бы обеспечить организацию системной социально-психологической работы с детьми из семей, находящихся в социально-опасном состоянии, направленную на сглаживание негативных последствий неблагополучной обстановки развития.

Цель комплекса мероприятий — устранение отрицательных последствий внутрисемейных конфликтов.

Задачи:

— выявление и изучение семей, находящихся в социально-опасном состоянии, имеющих несовершеннолетних детей для определения направлений дальнейшей работы;

— формирование и развитие умений и навыков поведения в конфликтных ситуациях у детей и подростков;

— профилактика суицидального поведения у несовершеннолетних;- привитие семейных ценностей;

— формирование установки на здоровый образ жизни.

Комплекс мероприятий, направленный на устранение отрицательных последствий внутрисемейных конфликтов, должен обеспечиваться совместной работой таких специалистов образовательного учреждения, как завуч по воспитательной работе, классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог, а также представителями органов внутренних дел, здравоохранения, отдела по молодежной политики, комиссии по делам несовершеннолетних.

Работу необходимо строить с учетом информации о семейном неблагополучии, которую можно получить из следующих источников: классные руководители, педагоги школы, участковый инспектор, врачи, жители микрорайона, соседи, друзья. Кроме того, дополнительными источниками информации являются: документы социально-медицинского патронажа, документы психолого-педагогического консилиума в школе, материалы психодиагностики, результаты рейдов, жалобы и заявления граждан, материалы о правонарушениях, преступления несовершеннолетних, а также нарушения поведения у детей и подростков (бродяжничество, агрессивность, хулиганство, кражи, вымогательство, правонарушения, аморальные формы поведения, неадекватные реакции на замечания взрослых), нарушения развития (низкая успеваемость, неврастения, отсутствие навыков личной гигиены, неуравновешенность психики, подростковый алкоголизм, проституция, болезни, недоедание, уклонение от учебы), нарушения общения (конфликты с учителями, частое употребление неформальной лексики, суетливость, гиперактивность, конфликты с родителями, контакты с криминогенными группировками).

Рекомендуемые мероприятия:

Направление работы

Мероприятия

Формы работы

Выявление семей, находящихся в социально-опасном состоянии. — Сбор и анализ информации о семье;- Формирование базы данных о семьях, находящихся в социально-опасном состоянии. — Наблюдение специалистов за семьей;- Составление социально-психологической карты семьи;

— Интервью узких специалистов;

— Анкетирование детей и родителей;

— Анализ документов, включая протоколы КДН.

Диагностика семейного неблагополучия у детей и подростков. — Сбор и анализ информации о внутрисемейных отношениях в семьях детей и подростков, находящихся в социально-опасном состоянии;- Определение причин семейного неблагополучия. — Наблюдение специалистов за состоянием и поведением детей и подростков;- Анкетирование детей и подростков;

— Проведение социально-психологических исследований;

— Изучение продуктов творчества детей и подростков;

— Анализ состояния здоровья детей и подростков;

— Анализ развития и успеваемости детей и подростков;

— Анализ особенностей поведения детей и подростков.

Индивидуальная помощь детям и подросткам из семей, находящихся в социально-опасном состоянии. — Индивидуальные занятия по преодолению сложных жизненных ситуаций;- Индивидуальные занятия по укреплению и развитию ресурсной сферы;

— Индивидуальные занятия по развитию саморегуляции;

— Устройство на работу подростков в летний период;

— Организация дополнительных занятий в помощь ребенку в учебе.

— Консультации;- Беседы;

— Ведение дневника;

— Помощь по телефону доверия.

Групповая работа с детьми и подростками из семей, находящихся в социально-опасном состоянии. — Обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса;- Оказание подросткам социально-психологической поддержки с помощью включения семьи, школы, друзей;

— Социально-психологический тренинг проблемо-разрешающего поведения;

— Тренинг разрешения конфликтных ситуаций;

— Тренинг развития самооценки и повышения уверенности в себе;

— Тренинг эмпатии и развития адекватного отношения к собственной личности;

— Тренинг жизненных целей и ценностей;

— Психологическая коррекция пассивной стратегии избегания;

— Тренинг формирования установки на здоровый образ жизни;

— Обучение навыкам самоконтроля;

— Выработка мотивации на достижение успеха;

— Тренинг семейных ценностей.

— Психологический тренинг;- Групповое консультирование;

— Группы поддержки;

— Акции;

— Спортивные группы;

— Группы по интересам (дополнительное образование);

— Группы волонтеров.

Профилактика семейного неблагополучия у детей и подростков.