В службе ранней помощи работает междисциплинарная команда специалистов: педиатр, логопед, психолог. Это позволяет посмотреть на ребенка и его семью с разных сторон, лучше оценить возможности ребенка, определить проблемы и ограничения, а также его сильные стороны, опираясь на которые специалисты совместно с родителями составляют программу помощи для конкретного ребенка.
Основными задачами специалистов ранней помощи является предоставление возможности родителям приобретать необходимые навыки взаимодействия, игры и ухода за ребенком с учетом его особенностей, для того, чтобы избежать, либо снизить отставание в развитии и степень выраженности ограничений жизнедеятельности ребенка.
Специалисты в области ранней помощи занимаются абилитацией ребенка. Цель абилитации — улучшить функционирование ребенка, основываясь на его сильных сторонах, возможностях и ресурсах; дать ребенку оптимальные возможности для независимой жизни в будущем, опираясь в этом процессе на его семью.
Таким образом, специалисты ранней помощи не борются с нарушением, а работают по трем направлениям:
- развитие самого ребенка (развитие общих умений для нормальной жизни и дальнейшего обучения, развитие специальных умений и знаний);
- приспособление окружающей среды (нет физических барьеров, может пользоваться всем, чем пользуются другие, есть вспомогательное оборудование);
- обучение окружающих людей (как стать ассистентом, как изменить свое отношение к ребенку с нарушениями, изменение норм и представлений, принятых в обществе).
Все это делается для того, чтобы ребенок мог жить дома, учиться в обычном дошкольном учреждении, чтобы он был включен в систему социальных отношений и активно в ней участвовал.
Посещение службы ранней помощи может быть вызвано различными запросами семьи. Не все обращающиеся семьи нуждаются в индивидуализированной, длительной помощи специалистов. Одним семьям необходимо однократное консультирование по вопросам здоровья, поведения, развития ребёнка, другим несколько подробных консультаций или занятий для разрешения сложившейся ситуации (например, психологическая травма). Другой группе детей и семей необходимы групповые занятия с целью приобретения социального опыта, совершенствования навыков коммуникации (речи).