Адаптация первоклассников к школе
Начало осени для многих родителей первоклассников очень напряженное время. С одной стороны гордость за своего малыша — теперь он ученик, а с другой стороны, тревога — как он адаптируется к школе и как ему помочь? Обычно, к этому долго и упорно готовятся и дети, и родители: посещают подготовительные курсы и занятия, проходят диагностику на психологическую готовность к школе. Однако все-таки переход от дошкольной жизни к школе не всегда проходит гладко, так как его сопровождают психологические и социальные проблемы.
В первые дни в школе первоклассник сталкивается с задачами, решить которые необходимо, собрав все силы. Ребёнок попадает под влияние таких факторов, как:
-
личность педагога
-
коллектив одноклассников
-
новый режим дня
-
ограничение двигательной активности
-
новые обязанности
В этот период у ребёнка возникает масса вопросов, ответить на которые он не в силах. Зачем сидеть смирно весь урок? Почему нельзя носиться по коридору, играть, кричать? После дошкольных игр в детском саду школьная жизнь кажется неинтересной и нудной. Соответствие всем правилам школьного режима кажется невозможным, ведь первокласснику сложно управлять своими эмоциями и регулировать свои желания. Теперь самым важным становится результат: старательно учиться, получать высокие оценки. Вот поэтому и наступает кризис, а вместе с ним и первые обиды и разочарования. И учителей, и родителей подстерегают первые трудности, а именно: нежелание что-то делать, негативизм, демонстративность, усталость, раздражительность, капризность и непослушание.
Сколько продлится этот сложный период — нельзя сказать однозначно. В каждой семье это индивидуально. Поэтому в этот период, как никогда, важна добрая и теплая психологическая атмосфера в семье, которая будет способствовать ребёнку максимально комфортно вливаться в школьную жизнь.
Ведь если вовремя не поддержать первоклассника, то негатив первых сложностей в школе может перерасти в стойкую неприязнь к обучению.
Большое значение для адаптации имеют такие факторы, как:
— физическое здоровье ребенка;
— уровень готовности малыша к школьному обучению;
— степень социализации ребенка – насколько он умеет общаться и сотрудничать с ровесниками и со взрослыми, в частности, ходил ли он в детский садик?
Как же понять, насколько успешно ребенок привыкает к школе?
По наблюдениям специалистов, средняя продолжительность адаптации к школе – от двух месяцев до полугода. Успешной адаптация считается, если ребенок:
-
спокоен, в хорошем настроении;
-
хорошо говорит об учителе и одноклассниках;
-
быстро заводит друзей среди ровесников в классе;
-
без дискомфорта и легко выполняет домашние задания;
-
понимает и принимает школьные правила;
-
нормально реагирует на замечания учительницы;
-
не боится учителей или ровесников;
-
нормально принимает новый режим дня – встает утром без слез, вечером спокойно засыпает.
К сожалению, так бывает не всегда.
Нередко могут наблюдаться признаки дезадаптации ребенка:
-
чрезмерная усталость ребенка, тяжелые засыпания по вечерам и такие же нелегкие пробуждения утром;
-
жалобы ребенка на требования учителей, на одноклассников;
-
сложное привыкание к требованиям школы, обиды, капризы, сопротивление порядку;
-
трудности в учебе.
В таких случаях необходима комплексная помощь родителей, психолога и педагога.
Выделяют несколько видов адаптаций, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены
Физиологическая адаптация
В период адаптации к школе организм ребёнка подвергается стрессу. Медицинская статистика свидетельствует, что среди первоклассников всегда есть дети, которые худеют, едва проучившись І четверть, у части детей замечается низкое артериальное давление, а у части – высокое. Головные боли, капризы, невротические состояния – не полный перечень проблем физиологического характера, которые могут произойти с вашим ребёнком.
Прежде чем упрекнуть ребёнка в том, что он ленится и отлынивает от выполнения учебных обязанностей, вспомните, какие у него проблемы со здоровьем. Ничего сложного – просто будьте внимательны к своему малышу.
Что посоветовать родителям первоклассника с физиологической точки зрения?
— Формируйте режим дня первоклассника, отличный от режима дня дошкольника, постепенно.
— Возьмите за правило следить за сменой видов деятельности дома.
— Не забывайте о регулярных физкульт минутках при выполнении домашнего задания.
— Следите за правильной осанкой ученика.
— Правильно освещайте место, где ребёнок делает уроки.
— Следите за правильным питанием первоклассника. По рекомендации врача – давайте витаминные препараты.
— Активизируйте двигательную активность ребёнка.
— Займитесь закаливанием.
— Придерживайтесь правил здорового сна ребёнка – не менее 9,5 часов.
— Ограничьте просмотр телепередач и игр за компьютером.
— Воспитывайте у ребёнка волю и самостоятельность.
Социальная адаптация
Дети, не посещавшие детского сада, могут столкнуться с проблемой общения с одноклассниками. В детском саду ребёнок проходит процесс социализации, где он приобретает коммуникативные навыки и способы построения отношения в коллективе. В школе учитель не всегда уделяет этому внимание. Именно поэтому ваш ребенок снова будет нуждаться в помощи родителей.
Будьте внимательны к сообщениям ребёнка о его взаимоотношениях с одноклассниками. Попытайтесь помочь добрым советом, поищите ответ в психолого-педагогической литературе. Старайтесь подсказать ему, как преодолеть конфликтную ситуацию.
Поддерживайте контакт с учителем и родителями тех детей, с которыми у вашего ребенка сложились отношения. Сообщайте учителю о тревожных ситуациях. Помните о том, как важно защитить собственного ребёнка, а также научить его самого преодолевать препятствия.
Учите ребёнка быть личностью: иметь собственное мнение, доказывать его, но быть толерантным к мнениям других.
Причины социально-психологической дезадаптации
Специалисты выделяют следующие факторы нарушения социально-психологической адаптации:
-
неадекватные требования со стороны взрослых — учителя и родителей;
-
ситуации постоянной неудачи;
-
учебные проблемы ребенка;
-
недовольство, наказания, упреки со стороны взрослых;
-
состояние внутреннего напряжения, тревожности, настороженности у ребенка.
Такое напряжение делает ребенка недисциплинированным, безответственным, невнимательным, он может отставать в учебе, быстро устает и просто не имеет желания ходить в школу:
-
непосильные дополнительные нагрузки – различные кружки и секции, которые постепенно создают стресс и «перегрузку» ребенка, он постоянно боится «не успеть» и в итоге жертвует качеством всей работы;
-
отвержение школьников ровесниками. Такие ситуации в свою очередь порождают протест и плохое поведение.
Всем взрослым – и родителям, и учителям – важно помнить, что плохое поведение является сигналом тревоги. Необходимо проявить дополнительное внимание к ученику, понаблюдать за ним, разобраться в причинах затрудненной адаптации к школе.
Как помочь ребенку адаптироваться к школе
Вопрос помощи детям в безболезненном и плавном привыкании к школе без ущерба для здоровья как никогда актуален. Специалисты рекомендуют соблюдать простые советы:
-
Помогите ребенку вжиться в новую для него роль школьника. Для этого необходимо объяснять ребенку, что такое школа, зачем нужна учеба, какие правила существуют в школе;
-
Правильно постройте режим дня своего первоклашки. Дневной моцион обязательно должен быть последовательным и постоянным, и учитывать личностные особенности ребенка;
-
Обсудите с ребенком понятия самооценки, оценки, различные их критерии: аккуратность, красота, правильность, интерес, старательность. Вместе с ребенком выработайте способы достижения всего этого;
-
Учите ребенка задавать вопросы. Объясните ему, что спрашивать совершенно не стыдно и не зазорно;
-
Развивайте учебную мотивацию своего первоклассника. Рассказывайте ему, что дает обучение, какие преимущества он получит и чего может достичь благодаря успешной учебе. Но, конечно же, будьте честны с ним и в первую очередь с собой – не надо говорить, что золотая медаль откроет дверь в беззаботную жизнь. Вы ведь сами знаете, что это не так. Но вот объяснить, что учиться интересно, важно и нужно, чтобы потом реализовать себя в каком-то деле, все-таки стоит, правда?
-
Учите дитя управлять своими эмоциями. Это не значит подавление и замалчивание своих проблем и страхов. Но развитие произвольного поведения очень важно для каждого человека. Школьник должен уметь при необходимости подчиниться правилам, точно выполнять, внимательно слушать задания. Помочь в этом могут игры по правилам и дидактические игры – через них ребенок может прийти к пониманию школьных заданий;
-
Учите ребенка общаться. Навыки общения помогут ему нормально действовать в условиях групповой деятельности в школе;
-
Поддерживайте ребенка в его попытках справляться с трудностями. Покажите ему, что вы действительно в него верите и готовы всегда ему помочь при необходимости;
-
Проявляйте неподдельный интерес к классу, школе, в которую ходит ваше дитя. Обязательно выслушивайте ребенка, когда он хочет вам что-то рассказать;
-
Перестаньте критиковать ребенка. Даже если у него плохо получается читать, считать, писать, он неаккуратен. Критика со стороны близких, особенно в присутствии посторонних людей, способна только усугубить проблемы;
-
Поощряйте ребенка. Отмечайте не только его успехи в учебе, но и другие достижения, даже самые незначительные. Любые поддерживающие слова со стороны родителей помогут крохе почувствовать себя значимым и важным в деле, которым он занимается;
-
Учитывайте темперамент своего чада. Активные дети физически не в силах сидеть долго на одном месте. Медлительные же, наоборот, с трудом привыкают к непростому школьному ритму;
-
Запретите себе сравнивать своего ребенка с другими детьми. Подобные сравнения приведут или к повышенной гордости – «Я лучше всех!», или к падению самооценки и зависти другим – «Я хуже, чем он…». Сравнивать вы можете только своего ребенка с ним самим, его новые успехи с прежними достижениями;
-
Не думайте, что детские проблемы проще, чем взрослые. Конфликтная ситуация с ровесником или учителем может оказаться для крохи ничуть не легче, чем конфликт родителя с начальником на работе;
-
При поступлении ребенка в школу не меняйте резко отношения в семье. Не стоит говорить: «Теперь ты уже большой, сам мой посуду и убирай в доме» и т.д. Помните, ему и так сейчас достаточно школьного напряжения;
-
По возможности в период адаптации не перегружайте ребенка. Не надо тащить его сразу на море кружков и секций. Подождите, дайте ему справиться с новой обстановкой, а все остальное успеется и потом;
-
Не показывайте крохе свою тревогу и озабоченность его успеваемостью в школе. Просто интересуйтесь его делами, не оценивая его. И будьте терпеливы в ожидании успехов – они ведь могут появиться не с первого дня! Но, если вы повесите на ребенка ярлык неудачника, его таланты могут так и не проявиться;
-
Если ребенок очень болезненно относится к школе, снизьте важность школьных отметок. Покажите чаду, что вы его цените и любите, и не за хорошую учебу, а просто так, то есть, безусловно;
-
Искренне интересуйтесь школьной жизнью крохи, но акцентируйте внимание не на оценках, а на его отношения с другими детками, на школьные праздники, экскурсии, дежурства
-
Дома создайте ребенку возможность расслабиться и отдохнуть. Помните – в первое время для вашего чада школа является очень серьезной нагрузкой, и он реально устает;
-
Обеспечьте ребенку доброжелательную атмосферу в семье. Пусть он знает, что дома его всегда ждут и любят, не взирая ни на что;
-
После занятий гуляйте с ребенком. Помогите ему удовлетворять его потребность в движении и активности;
-
Помните, что поздний вечер – не для уроков! После занятий дайте крохе отдохнуть, а потом как можно раньше сделайте уроки на завтра. Затем ребенку нужен полноценный сон;
-
Основная помощь для ребенка — это доброе, доверительное, открытое общение с родителями, их любовь и поддержка.
Самое главное — это воспитание у ребенка позитивного и радостного отношения к жизни в целом, и к ежедневной школьной деятельности в частности. Когда учеба начнет приносить ребенку радость и удовольствие, тогда школа перестанет быть проблемой.