Дети с интеллектуальными нарушениями почти не задают вопросов, поскольку у них снижена (практически не работает) познавательная деятельность. Они словно живут в своей маленькой Вселенной, где другой ритм жизни. Но оставлять их там нельзя. Надо воспитывать и учить таких детей для того, чтобы социализировать по мере возможности, дать им знания и умения, которые пригодятся в обычной жизни и трудовой практике.
Любите ребенка и принимайте его как еще одного члена семьи, а затем обеспечьте ему:
- Медицинскую помощь, если он в ней нуждается.
- Адекватную программу ранней стимуляции.
- Правильное обучение, чтобы развивать его интеллектуально и социально.
- Досуг, чтобы он мог общаться с окружающими и развлекаться.
- Работу, соответствующую его возможностям.
- Будущее — когда он станет взрослым.
Как развивать ребенка с интеллектуальными нарушениями правильно:
Простые рекомендации, которые позволят родителям грамотно подойти к вопросам воспитания и развития малышей с умственной отсталостью:
• Взрослые должны называть все предметы, которые окружают малыша, а также все выполняемые действия.
• Называйте цвета предметов, которые кроха видит и использует в повседневной жизни.
• Называйте животных, здания, средства передвижения, которые встречаются во время прогулки.
• Привлекайте малыша к выполнению трудовых поручений.
• Рассказывайте о том, что употребляется в пищу.
• Учите ребенка рассказывать окружающим о том, что он делает (гуляет, трудится, учится).
- Формируйте у малыша положительную самооценку.
• Во время общения вызывайте положительные эмоции.
• Максимальное внимание уделяйте телесному контакту с малышом.
• Расширяйте круг общения.
• Учите малыша рассматривать предметы, сравнивать их, ориентироваться на местности.
• Учите кроху определять время года, суток и погодные явления.
• Рассказывайте ребенку о членах его семьи;
• Совместно рассматривайте книги и иллюстрации;
• Развивайте такие умения, как рисование, лепка, вырезание;
• Учите малыша действовать по словесной инструкции взрослых;
• Не предъявляйте к ребенку повышенные требования.
Большое внимание уделяйте обучению ребенка действиям с предметами. Необходимый элемент этой деятельности – хватание, развитие которого осуществляется по мере дифференциации движений, их упрочнения и закрепления умения держать предметы. Очень часто, имея в руках ту или иную игрушку, малыш тянет ее в рот, бросает на пол, производит с ней бессмысленные манипуляции. Поэтому много времени следует уделять осмыслению этих действий.
Прежде всего, научите малыша захвату предметов, отличающихся по форме, величине, весу. Упражняйте в перекладывании их с одного места на другое, катании мяча от вас к ребенку и обратно, переносу игрушек на определенное расстояние. Научите его брать мелкие предметы и класть их в банки или коробки. Вещи должны быть из разного материала: резины, пластмассы, дерева и др. Научите ребенка выделять их свойства (твердый, мягкий, гладкий, шероховатый), держать в обеих руках, в одной, перекладывать предметы из одной руки в другую.
Научите ребенка пространственной ориентировке в квартире, во дворе. Например, попросите его показать и по возможности назвать предметы мебели, расположенные впереди, сзади, справа и слева от него, показать верх (потолок), низ (пол).
Учите ребенка пространственной ориентировке и наблюдательности во время прогулок, обращайте его внимание на то, что он видит вокруг себя.