Часто родители не видят проблем в том, что ребенок в 2,5 года молчит, объясняя это так: «он все понимает, только ленится», «он весь в папу (тетю, дедушку), тот тоже поздно заговорил». Действительно сегодня многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет, но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить.
Что же делать?
-
Обязательно проконсультироваться со специалистами: невропатологом, логопедом (дефектологом), отоларингологом.
-
Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо доброжелательно.
-
Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа: дай ручку, где ножка. Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное
-
используйте в речи наряду с полными словами, их упрощенные варианты: машина — биби, кукла — ляля, упал — бах.
-
Пойте ребенку перед сном. Но часто лучше репертуар не менять.
-
Вместе удивляйтесь увиденному: «Ух, ты!». Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух.
-
По чаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.
-
Стимулируйте речевое развитие малышей путем тренировки движений пальцев рук. Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, разминание и поглаживание, активные упражнения пальцев рук («пальчиковая гимнастика», «Сорока — Белобока» и т.д.). В старшем возрасте, кроме «пальчиковой гимнастики» нужно развивать мелкую моторику рук, используя работу с массажными шариками, пуговицами, молниями, мелкими замочками и ключиками к ним, а также использовать лепку; конструктор «лего», мозайку, пазлы и т.д.
Задержка речевого развития — не приговор. Если вы будете выполнять несложные рекомендации, речь вашего ребенка начнет развиваться в нормальном темпе.