Родителям о влиянии «взрослого» интернет- контента на психику и поведение ребенка

Родителям о влиянии «взрослого» интернет- контента на психику и поведение ребенка

Информационная безопасность детей это прежде всего состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью: физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

К контенту, который может причинить вред здоровью детей, относятся: призывы к антисоциальному поведению, побуждение к причинению себе физического вреда, призывы, склоняющие к употреблению наркотических веществ, алкоголя и т.п.

Любая информационная продукция подвергается возрастной классификации согласно закону РФ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Закон и цензура появились не просто так, а имеют под собой определенные основания. Само существование такого закона подразумевает, что причинять вред информация может.

Информация, которая считается потенциально опасной для здоровья или развития ребёнка, согласно законодательству, делится на две разновидности: распространение которой среди детей запрещено и распространение которой среди детей ограничено. Ограничение налагается на определённые возрастные категории.

Согласно классификации информационной продукции, обозначенной в ст.6, п.3 рассматриваемого ФЗ, несовершеннолетние «делятся» на 4 возрастных категории и регулируются статьями 7-10 данного Закона: дети до 6 лет; «достигшие возраста 6 лет», «достигшие 12 лет», «достигших 16 лет» – с 16 до 18. Данная классификация относится к ограниченной разновидности. Ограничение на информационный контент налагается согласно возрасту детей и имеет соответствующую маркировку: 0+, 6+, 12+, 16+, 18+. Например, в список ограничения входит информация, в которой содержатся выражения и слова, являющиеся бранью, но к нецензурной брани не относящиеся и др. Стоит учитывать, что ограничения налагаются не только на возраст. Также они подразумевают стиль подачи: не должно быть какой-либо пропаганды антисоциального поведения, призывов к противоправным действиям, выставления негативных черт характера и/или поведения как достоинств и т.д. Например, возможны сцены насилия в мультиках для детей до 6 лет, но при условии, что оно осуждается, либо при условии выражения сочувствия к жертве. Также это должно быть подано в контексте последующей победы добра над злом. Такие сюжеты часто встречаются в сказках и мультфильмах.

Возраст до 18 лет – тот период, когда формируются жизненные приоритеты и ценности, общая картина мира, понимание добра и зла и многие другие вещи, которые в дальнейшем сильно повлияют на поведение и поступки человека.

Порой самая «безобидная» на взгляд родителей информация может нанести психический вред ребенку. Это могут быть: сцены жестокости и насилия; их красочные описания; любая информация, вызывающая у большинства детей страх, паническое состояние, ужас. Подобная информация способна исказить в понимании ребёнка осознание ценности собственной жизни и здоровья; внедрить в его разум мысли о своей ненужности, бесцельности существования, всеобщей несправедливости и других вещах, способствующих появлению депрессивных состояний и психических расстройств.

Родителям стоит учесть, что информация, не соответствующая возрасту, способна причинить вред духовному и нравственному развитию ребёнка. Сюда относятся, оправдание насилия, пропаганда жестокости, выставление её как нормы или способа самовыражения. Такие вещи искажают нормы общепринятого мировоззрения, традиционных ценностей. В долгосрочной перспективе люди, которым в детстве внушали подобную информацию, с большой вероятностью могут стать нарушителями закона.

Задача родителей не допускать донесения до детей той информации, которая не соответствует их возрасту согласно данному ФЗ, ст.6, п.7-10, а также той, которая запрещена совсем.

Самым крупным и наиболее востребованным среди детей источником любой информации является интернет. Здесь сложнее всего родителям уследить за тем, что попадётся ребёнку на очередном сайте. Даже несмотря на то, что где-то стоит ограничение 18+, для просмотра таких страниц нужно всего лишь нажать кнопку в качестве подтверждения того, что пользователь уже достиг этого возраста. При этом новые сайты, форумы, группы появляются ежедневно, закрывать их так быстро просто не успевают.

Что может сделать родитель, чтобы обезопасить ребёнка от влияния нежелательного контента?

  1. Ограничить время провождения в сети.
  2. Использовать средства обеспечения безопасности (антивирусная программа, настройки безопасного поиска, безопасный режим в соцсетях, использовать контентные фильтры).
  3. Подключить у провайдера услугу «Детский Интернет».
  4. «Родительский контроль». С помощью этой функции в системе Windows можно регулировать использование компьютера детьми.
  5. Установить бесплатную программу «Интернет Цензор». Она блокирует сайты, на которые вы не хотите, чтобы заходили с вашего компьютера.
  6. Следить, чтобы ребёнок смотрел программы/фильмы с соответствующей маркировкой по возрасту (0+, 6+, 12+, 16+).
  7. Объяснять детям, что не всё то, что пишут в Интернете – правда. Рассказать, в чём опасность «всемирной паутины».
  8. Слушать и поддерживать ребёнка в любой ситуации. Проводите больше совместного времени. Старайтесь вместе читать и рассуждать над прочитанным. Отдавайте предпочтение активным играм, чем нахождению в четырёх стенах.
  9. Вводить компьютерные игры следует только после формирования игровой и творческой деятельностью, то есть после 6 лет. До этого времени малыш может вполне обойтись без виртуального мира.
  10. Помните, что до 7 лет ребёнку не нужен Интернет. Младшим школьникам достаточно 30 минут в день, по мнению педиатров. В 10-12 лет ребёнок может проводить в Интернете не более 1 часа. Старше 12 – не более 1,5 часа.

Минимум, что может сделать родитель, это тщательно следить за контентом и уметь ставить чёткие рамки пользования Интернетом. 

Семейный психолог Людмила Петрановская советует насильно не вытаскивать детей из гаджетов, а предложить им альтернативу:  «Сделайте реальный мир ребёнка таким, чтобы он ему понравился».

 

Подготовлено по материалам:

М.Суворов, Что относится к информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей? Источник: https://pravovoi.center/ugolovnoe-pravo/prestupleniya-protiv-lichnosti/protiv-zhizni-i-zdorovya/prichinenie-vreda/rebenku-po-uk-rf/informatsiya.html 

О.Сергеева, Детская безопасность в интернете – руководство для родителей, Источник: https://findmykids.org/blog/ru/detskaya-bezopasnost-v-internete

Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 N 436-ФЗ (последняя редакция) / КонсультантПлюс (consultant.ru)