Нормальное или типичное развитие ребенка – это последовательность стадий и периодов, которые проходят в своем развитии большинство детей. Типичное развитие обычно характеризуется появлением определенных навыков и поведенческих проявлений ребенка в определенном возрастном диапазоне.
Норма развития определяется путем наблюдения ученых и практиков за развитием маленьких детей, с которыми они работают. Нормы формируются исходя из наблюдений, общих для большинства детей, живущих в данном регионе и в мире в целом. Нормы развития регулярно обновляются и пересматриваются: мир вокруг ребенка, окружающая среда и поведение родителей меняются с течением времени, и это сразу отражается на том, как ребенок приобретает новые навыки.
Типичное развитие обычно предоставляет небольшой разброс, диапазон возраста, в течение которого дети в норме начинают что-либо делать. Например, обычно дети делают первые самостоятельные шаги в возрасте около 1 года, но один ребенок начинает делать это в 11 месяцев, а другой – в 13. Это объясняется индивидуальными различиями: каждый ребенок – личность со своим, неповторимым набором черт, и это может влиять на освоение малышом самых разных навыков, хотя общая картина развития остается типичной.
Однако у некоторых детей развитие и обучение новому происходит не так, как у их сверстников. Иногда причиной этому становится нарушение структур организма: например, ретинопатия (нарушение развития сетчатки — структуры органов зрения) может не позволять ребенку качественно зрительно исследовать предметы и ориентироваться в пространстве, а тугоухость (нарушение структуры органов слуха), не скорректированная с помощью слухового аппарата или кохлеарного импланта, замедляет понимание и использование речи.
В некоторых случаях функции организма оказываются нарушены, даже если медицинские обследования не обнаруживают каких-либо нарушений в структурах. Это так называемые функциональные нарушения, при которых ребенок может испытывать серьезные трудности в своей повседневной жизни даже при отсутствии очевидных причин на уровне строения его организма. Так, понимание и использование речи может быть снижено, несмотря на хороший слух и развитие артикуляционного аппарата малыша.
На развитие малыша может повлиять и нарушение здоровья: например, затянувшийся или регулярно повторяющийся отит, воздействуя на работу органов слуха ребенка, также может приводить к временным сложностям в понимании речи, хотя все структуры уха и соответствующих отделов нервной системы сформированы правильно.
Вне зависимости от причин, любая задержка развития или трудность в повседневной жизни ребенка и семьи может быть устранена или уменьшена. Ключевым моментом в успешности и эффективности программы помощи такой семье зачастую становится ранний возраст ребенка, в котором эта помощь начинает осуществляться. Поэтому первой задачей является своевременное обнаружение имеющихся у ребенка трудностей.
Если Вас что-то беспокоит в развитии малыша, лучше получить консультацию профильного специалиста.
Для того чтобы записаться на прием в службу ранней помощи, необходимо позвонить по телефону (8772) 54-02-62.