Проблемы речевого развития детей

Проблемы речевого развития детей

 

Проблемы речевого развития приёмного ребёнка. Пути помощи.

(Ожева А.Н., Коблева Д.Г., Чайковская Е.В)

Всем известно, что речь является одним из главных показателей развития ребёнка и что в настоящее время проблема речевых расстройств остаётся актуальной.

Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых, зависит от нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребёнка.

Все родители, узнав от специалистов, что у ребенка есть проблемы с развитием речи, стремятся понять, чем они вызваны и что следует предпринимать, чтобы разрешить эти проблемы.

Все эти проблемы усугубляются у детей в замещающих семьях.

Ребёнок в замещающей семье, который в процессе адаптации преодолевает определённые социальные, эмоциональные и педагогические барьеры, помимо всех проблем, зачастую имеет проблемы речевого развития. Основной проблемой на раннем этапе развития ребёнка является отсутствие речи. Иногда создаётся впечатление, что ребёнок что-то и много говорит, но если прислушаться к его речи, то понять что-либо невозможно. В таких случаях понять ребёнка помогает конкретная ситуация, мимика ребенка, жесты. Иногда отсутствие речи у ребенка связано с тем, что он не понимает смысла услышанного слова и не может связать его с конкретным предметом, то есть ребёнок совершенно не понимает обращённую к нему речь. Все эти отклонения определяются поражением определенных участков головного мозга. Бывают случаи, когда дети прекращают говорить или начинают заикаться. И тут перед замещающими родителями встаёт вопрос, как помочь ребёнку?

Залог успеха речевого развития ребёнка во многом будет зависеть от того, насколько замещающие родители будут вникать в эту проблему и создавать необходимые условия для устранения тех или иных отклонений в развитии речи. Родители должны знать, как формируется речь ребёнка в норме, чтобы вовремя, в случае необходимости, обратиться к специалистам. Они должны также понимать и осознавать, как сами, своими силами, смогут помочь приёмному ребёнку.

Замещающим родителям следует уделять внимание к становлению речи с раннего возраста и начинать оказывать помощь ребёнку как можно раньше, так как в гибкости и пластичности детского мозга заложены основы преодоления отклонений в речевом развитии ребёнка путём педагогического воздействия. У новорожденного вес мозга составляет 11% от веса всего тела, в то время как у взрослого только 2,5%. К 5-ти годам процесс роста мозга завершён уже на 80%. К 8-ми годам он фактически закончен.

В период от 1-го года до 5-ти лет ребёнок буквально переполнен жизненной энергией и обладают огромным желанием учиться, информация воспринимается им удивительно быстро и легко. В последующие годы у него уже не будет ничего подобного.

Именно этот период и формирует интеллект человека. Кем станет ребёнок, чем будет интересоваться в дальнейшем, какие способности проявит, — всё определяется этим периодом жизни. И чем больше информации усваивает ребёнок младше 5-ти лет, тем больше остаётся в его памяти.

Учитывая такие необычные особенности развития ребёнка, предлагаем замещающим родителям советы, направленные именно на раннее речевое развитие, которые помогут правильному становлению речи приёмного ребёнка.

  • С ребенком следует общаться как можно чаще, уделяя ему как можно больше внимания, стараясь использовать в речи жесты и мимику, чтобы эмоционально включить малыша в процесс общения.

Ребёнка надо приучать смотреть в лицо собеседника во время разговора, так как зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому её усвоению.

  • Нельзя требовать от ребенка того, что для него недоступно.

К разговору можно побуждать, но нельзя принуждать.

Если замещающие родители хотят помочь своему ребенку, они должны забыть слова «скажи» и «повтори» хотя бы на первое время!

Нельзя требовать незамедлительных повторов слов и ругать детей за ошибки. Это может привести к тому, что ребенок вообще откажется говорить и замкнётся в себе.

Никогда не следует сравнивать своих детей с другими.

  • Если ребёнок заикается, не надо обращать внимание на повторение им слогов или слов, чтобы не закрепить этот дефект.

  • Необходимо систематически создавать такие ситуации, при которых ребёнок вынужден будет выразить свою просьбу словесно. Нельзя предупреждать желания ребенка, надо дать ему возможность словами выразить свою просьбу.

  • Необходимо поощрять и стимулировать любые попытки ребёнка говорить и отмечать его успехи в овладении речью.

Внимательно надо относиться к тому, что говорит ребёнок. Ни в коем случае нельзя упрекать за отсутствие речи, чтобы не вызвать у него страха перед произнесением слов и боязни допустить ошибку.

Исправлять ошибки следует максимально тактично и доброжелательным тоном. Важно не повторять искаженные слова, а давать правильные образцы.

  • Обращаясь к ребенку, надо подбирать слова, доступные его пониманию и всегда помнить,

как звучит собственная речь.

— Речь взрослого должна быть правильной, выразительной, без речевых нарушений.

— Артикуляция должна быть четкой, ребенок должен видеть движения губ взрослого.

— Речь должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована, с выделением ударного слога.

— Слова и фразы, предлагаемые ребенку для повторения, должны произноситься неоднократно.

— Говорить с ребёнком следует медленно, чётко, короткими фразами. С 2,5-3-х лет детей надо приучать к общепринятому названию предметов и действий, не переходя на «детский язык», не сюсюкая. Не разрешайте делать это и другим взрослым, окружающим ребёнка.

  • С ребёнком следует чаще играть и привлекать его к труду по дому.

Речь лучше развивается в деятельности, поэтому каждое совместное с ним действие надо сопровождать речевыми комментариями: «Мы сейчас будем протирать тряпкой стол. – Мы протираем стол. – Мы протерли стол. – Теперь стол чистый и сухой» и т. д. Комментируя свои действия, мы даем ребенку правильные образцы речи, и он накапливает пассивный словарь.

  • Взрослым надо поощрять любопытство малыша, задавая ему вопросы.

Например: «Это кто? – Это кошка. – Кошка что делает? – Кошка спит. – Где спит кошка? – На диване» и т.д. Вызвать речевую активность у ребенка можно и таким образом: взрослый показывает игрушечного котёнка и спрашивает малыша: «Это щенок?» Такие провоцирующие вопросы вызывают у ребенка речевую активность, желание поправить взрослого, назвать предмет правильно, учат его вслушиваться в речь окружающих. Очень важно поощрять детское любопытство и желание задавать вопросы.

  • Замещающие родители не должны забывать о том, что ребёнка надо обязательно оздоравливать.

Специалисты уже давно подметили: ослабленный ребенок говорит позже. Поэтому следует оздоравливать ребёнка через закаливание, организацию правильного режима дня и рационального питания.

  • С детьми надо играть как можно чаще.

Не секрет, что разнообразие окружающего мира познается малышом через игры с

предметами, в ходе которых устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребенком.

Существует много различных игр, способствующих развитию речи ребенка.

Вот некоторые из них, которые можно успешно использовать:

— Игрушки и предметы, развивающие активный выдох, на котором мы и произносим звуки (вертушки, дудочки, губные гармошки и т.д.).

— Игры и предметы, развивающие мелкую моторику (конструкторы, мозаика, пластилин и т. д.) и общую моторику ребенка (мячи, кегли, каталки, коляски, догонялки, прятки и т. д.).

— Звучащие игрушки и различные предметы, стимулирующие слуховое внимание ребёнка, – барабаны, дудочки, молоточки, колокольчики, а также телефон, который к тому же хорошо активизирует речь ребёнка.

Вначале ребёнок должен определить, какой инструмент звучал, затем указать направление звука звучащего инструмента, игрушки; воспроизвести ритм звучания.

Воспроизведение ритма (хлопки в ладоши, стук об стол карандашом и т.д.) можно проводить следующим образом: ударить в ладоши два раза и попросить ребёнка повторить и т.д..

— Игровые упражнения, которые стимулируют развитие мышц артикуляционного аппарата (различные упражнения для губ и языка: вытягивание губ трубочкой, крепкое их сжатие, растягивание их в улыбку, облизывание губ, высовывание языка – вверх, вниз, вправо, влево и по кругу и др.).

Можно предлагать ребёнку лизнуть ягодку или леденец на палочке, показать, как кушают рыбки, птенчики, котята.

Игры-лото, соответствующие возрасту малыша.

  • Очень полезны занятия ритмикой, музыкой и пением, так как это способствует развитию правильного (речевого) дыхания, являющегося базой для правильного развития речи, и достаточно гибкого и сильного голоса.

  • Нельзя мешать ребенку, когда он, играя с игрушками, часто разговаривает с ними, так как в этот момент совершенствуется его произношение, улучшается подвижность артикуляционного аппарата, развивается голос, дыхание.

  • Необходимо развивать умение детей подражать звукам, которые произносит взрослый.

Звукоподражание — это важный этап в становлении речи ребенка. Благодаря звукоподражанию у ребенка развивается звукопроизношение, накапливается пассивный словарь, развивается чувство ритма (подражание вою ветра — ввв…; потушить свечу, подуть на ушибленное место руки, подуть на горячий чай — ффф…; подражание смеху — ха-ха-ха и др.).

  • Важно развивать понимание речи и расширять пассивный словарь.

Это решается через подражательную речевую деятельность ребёнка в ходе интересных для него практических действий.

Воспитание слухового внимания к речи проводится так: прикрывая рот

листом бумаги, попросить ребёнка дать кошку (мяу), собаку (гав-гав).

Правильное выполнение ребёнком задания говорит о том, что он научился внимательно

слушать чужую речь.

Необходимо читать детям каждый день сказки, стихи, считалки, потешки.

Нельзя демонстрировать досаду или нежелание, если ребёнок просит в сотый раз читать книжку.

  • Эффективно развитие тактильно-кинестетических ощущений.

Оно проводится на узнавании свойств предмета (мягкий-твёрдый), веса (тяжёлый-лёгкий),

термических свойств (холодный-тёплый).

Если речевые возможности ребёнка не соответствуют возрасту, то взрослый называет

признаки предмета сам, и эти понятия войдут в словарь ребёнка.

Понятие о мягкости-твёрдости предмета можно дать на таком материале:

Мягкий пластилин, мягкая шапочка…

Твёрдый орех, твёрдый сахар…

Тяжёлый молоток, тяжёлый стол…

Понятия о тепловых ощущениях даются на таких сравнениях:

Холодная вода, холодный лёд…

Тёплая батарея, тёплая вода и т.д.

Понятия «мягкий-твёрдый», «тяжёлый-лёгкий», «холодный-тёплый» отрабатываются по следующему образцу.

Взрослый даёт пощупать вату и говорит: «Вата мягкая». Потом даёт пощупать кусок дерева и говорит: «Дерево твёрдое».

Взрослый кладёт на стол пластилин, орех, шапочку, кусок дерева, вату и просит дать ему всё мягкое. Ребёнок подаёт требуемые мягкие предметы и кладёт в одну сторону. Затем взрослый просит ребёнка подать ему всё твёрдое. Ребёнок берёт сахар, орех, кусок дерева и кладёт в другую сторону.

  • Замещающие родители не должны допускать длительного сосания ребёнком соски или пальца, так как это деформирует зубы, челюсти и нёбо. Соска или пальчик вдавливают нёбо или вытягивают челюсти, нарушают правильное положение зубов, что приводит к изменению прикуса и твёрдого нёба (становится высоким, узким, готическим), что затрудняет произношение тех или иных звуков.

Следует также исключить случаи постоянного подкладывания руки под щёку во время сна, так как это может привести к образованию так называемого перекрёстного прикуса.

  • Не следует забывать и об охране нервной системы ребёнка. Очень важно исключить громкие окрики, страшные рассказы и разного рода запугивания, соблюдать режимные моменты, щадящий подход к ребёнку во время любой болезни, организовать правильное питание, избегать соматических и психических перегрузок, создавать благоприятный эмоциональный климат в семье, использовать согласованные воспитательные воздействия. Это всё важно для предупреждения заикания.

Замещающим родителям следует помнить, что чем раньше они начнут оказывать помощь своему малышу, тем результативнее она будет.
Важно не упустить это драгоценное время, так как дети, не получившие в этом возрасте соответствующего речевого развития, впоследствии будут нуждаться в помощи специалистов и с большим трудом будут наверстывать упущенное.

Литература

  1. Бурлакова М.К. Советы логопеда. – М.: В.Секачёв, 2001. – 64 с., с ил.

  2. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии. — М.: Просвещение, 1987. — 160с.

  3. Диагностика и коррекция речевых нарушений (Методические материалы научно-практической конференции «Центральные механизмы речи», посвящённой памяти проф. Н.Н. Трауготт). Отв. ред. М.Г. Храковская. — Спб., изд-во С-Петербургского университета, 1997. — 132 с.

  4. Доман Г. Доман Д. Как научить ребёнка читать. / Пер. с англ. – Сиб.: Дельта, 1996. – 352 с.

  5. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 224 с. + цв. вкл. (Серия «Психология детства: Современный взгляд»).

  6. Закревская О.В. Развивайся, малыш!: система работы по профилактике отставания и коррекция отклонений в развитии детей раннего возраста / О.В.Закревская — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. — 88 с.

  7. Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. Пособие для логопедов. Изд-е 2-е, перераб. И доп.. — М., «Просвещение», 1977. — 143 с.

  8. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. СПб: «Дельта», 1996. – 384 с., ил.

  9. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. – М.: ООО «Издательство АСТ; СПб.: «Дельта», 1997. – 464 с., ил.

  10. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1996. – 384 с.