Роль родительской компетенции в воспитании приемных детей

Роль родительской компетенции в воспитании приемных детей

Роль родительной компетенции в воспитании приемных детей

В нашем обществе принято учиться, обучаться, повышать квалификацию, получать образование. Мы учимся много чему, как правило, отдавая предпочтение профессиональным педагогам. Но одна из важнейших функций взрослого человека – родительство – формируется зачастую стихийно. Родителями не рождаются, ими становятся, но на мам и пап нигде не учат. Каждое следующее поколение теряет все больше традиционных ценностей, подменяя их актуальными для своего времени приоритетами. Наверное, это цена прогресса. Возможно, по-другому и не может происходить развитие цивилизации.

Большинство проблем, возникающих в отношениях между матерями и детьми (начиная с младенческого возраста), – результат недостаточной родительской компетентности. Женщины, будучи недостаточно осведомленными в вопросах развития и воспитания детей, вынуждены строить предположения и догадки, пользоваться подсказками подруг, советами бабушек, которые, иногда, фатально ошибочны.

В качестве примера непонимания реального состояния ребенка можно привести такие высказывания матерей о детях, не достигших и полуторагодовалого возраста: «У него вредный характер», «Он стесняется», «Он поступает назло» и т.п. А чего стоят такие мифы, как, например, то, что ребенка нельзя приучать к рукам, приучать к горшку нужно с рождения, нельзя часто обнимать и целовать мальчика, иначе он вырастет гомосексуалистом…

Перечисленные ошибочные представления и мифы, казалось бы, являются мелочами и не несут в себе глобальных проблем. Однако чем больше и чаще ими руководствуются родители, тем более опосредованным и искаженным становится их восприятие собственных детей. А если мы воспринимаем объект искаженно, то и действия мы предпринимаем не к реальному объекту, а к искаженному. Так, мама, убежденная, что у ее дочери «вредный характер», не склонна искать истинные причины беспокойства и страданий ребенка, списывая их на этот самый «вредный характер». Между тем, младенец страдает и плачет в связи с весьма объективными обстоятельствами, будь то боль в животе или головная боль, неудобная одежда, несоответствующая еда, повышенная температура воздуха, шумное помещение и пр.

Еще одним примером некомпетентности родителей является стремление во чтобы то ни стало, научить одно-, двухлетних детей «общаться с другими детьми». Не обладая необходимой информацией о возрастном развитии, такие родители подвергают собственных малышей серьезным стрессам, принуждая их подолгу пребывать в сообществе ровесников. Между тем, дети, не достигшие 2,5–3-летнего возраста просто-напросто не готовы к общению с другими детьми, воспринимают сверстников лишь как объекты для экспериментов (наряду с любыми неодушевленными предметами), отсюда и столкновения и слезы малышей. Они запросто тыкают друг другу пальцами в глаза, толкают друг друга, не задумываясь, ударяют – словом, поступают друг с другом так же, как поступили бы с любыми новым и неизведанным еще предметом, но не с человеком. Однако, мамы, сокрушаясь такому поведению малышей, ругают их (а некоторые, и вовсе, пытаются наказывать), и в стремлении достичь собственной цели (научить ребенка общаться со сверстниками) вновь и вновь повторяют свои безнадежные попытки. Несложно понять, что в описанных примерах, так же как и во многих других, подобных цена некомпетентности родителей оплачивается благополучием ребенка. Эмоциональным, физическим, психическим…

К счастью, довольно большое количество современных родителей стремятся повысить свою компетентность. Источники для ее повышения существуют различные, это и многочисленные пособия для родителей, и специальные телепередачи, периодические издания, просветительские проекты. Однако знания приходится приобретать «по крупицам», тщательно отбраковывая ненадежную и недостоверную информацию, ориентируясь не только на «модные» в родительской среде тенденции, но и собственную интуицию, и житейскую мудрость.

Мы не рождаемся родителями. Родительству мы учимся, учимся на собственных детях, которые прощают нам наши оплошности, искренне верят в чистоту наших намерений, благодарно воспринимают нашу заботу. Мы можем сделать наших детей более счастливыми, для этого мы должны помнить, что учиться быть родителями мы должны всегда, и не только ценой опыта наших детей, но и получая знания из всех доступных нам источников.

Еще недавно для успешного родительства было вполне достаточно стихийных педагогических знаний. Сейчас нынешнему поколению родителей требуется более глубокая психолого-педагогическая компетентность в вопросах воспитания, так как современная жизнь сопровождается множеством неблагоприятных факторов.

Анализ современных научных подходов к определению сущности понятия «компетентное родительство» позволяет говорить о нем как о многомерном и многогранном феномене, просматривая его, как «психолого-педагогическая компетентность родителя», «социально-психологическая компетентность родителя», «родительская эффективность», «эффективное родительство» и т. п., которые можно рассматривать как близкие понятия термина «родительская компетентность».

Когда говорят о родительской компетентности, имеют в виду:

  • компетентность, под которой понимают знания, умения, навыки и способы выполнения педагогической деятельности;

  • интегральную характеристику, определяющую способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием знаний, опыта, ценностей и наклонностей;

  • интегральную личностную характеристику, определяющую готовность и способность выполнять педагогические функции в соответствии с принятым в социуме в конкретный исторический момент нормами, стандартами, требованиями;

  • способность понимать потребности ребёнка и создать условия для их разумного удовлетворения;

  • способность сознательно планировать образование ребенка и вхождение во взрослую жизнь в соответствии с материальным достатком семьи, способностями ребёнка и социальной ситуацией;

  • возможности создания условий, в которых дети чувствуют себя в относительной безопасности, получая поддержку взрослого в развитии и обеспечении необходимым в этом;

  • наличие у родителей знаний, умений и опыта в области воспитания ребенка

В понятие родительская компетентность включают, такие умения родителя, как понимание ребенка, планирование образования, способность решать ситуации, знать особенности ребенка и учитывать их во взаимодействии с ним.

«Родительская компетентность» — способность родителя видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону на основе знаний возрастных особенностей ребенка, эффективных методов взаимодействия с ним, на основе самопознания и самоизменения самого родителя.

Жизнь человека. Так или иначе связана с семьей. Семья – это та необходимая среда, которая обеспечивает интеграцию человека в успешную жизнедеятельность и в существующую систему социальных отношений. Поэтому социальные проблемы затрагивают семью, негативно влияя на способность выполнять предписанные ей функции и социальные обязанности. Следствием этого становится такая тревожная ситуация, как досрочное прекращение родителями своих обязанностей, социальное сиротство.

На сегодняшний день более 80 тысяч детей лишены родительской заботы и воспитываются в государственных учреждениях: в домах ребенка, детских домах, в школах – интернатах. Международный опыт показывает, что воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающей семье дает возможность добиться более высокого уровня адаптивности ребенка в социуме, чем в условиях государственного учреждения, позволяет создать наиболее комфортную среду для становления его личности.

Семья — особая группа, социальное объединение, члены которого связаны родственными узами, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Семейное воспитание — часть общественного воспитания, уникальность которого состоит в том, что:

  • семья дает «первые уроки жизни», которые закладывают основу для руководства к действиям и поведению в будущем;

  • семейное воспитание весьма результативно, т.к. осуществляется непрерывно, одновременно охватывая все стороны формирующейся личности.

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Для маленького ребёнка семья — это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и отрицательное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка — потребности в социальном контакте, базового доверия к миру и привязанности.

Семья в значительной мере приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. В семье дети учатся социально одобряемому поведению, приспособлению к окружающему миру, построению взаимоотношений, проявлению эмоций и чувств.

Воспитание ребенка в условиях замещающей семьи повышает уровень его эмоционального благополучия и способствует компенсации отклонений в развитии. Именно проживание ребенка в семье приводит к эмоциональным изменениям, стимулирует развитие.

Глубинная память сохраняет образцы взаимодействия с близкими людьми, постоянно повторяемые в дальнейшем при взаимодействии с другими людьми. Стойкость схем поведения, представляющих собой обобщенный опыт отношений с матерью, во многом объясняет те длительные кризисы, которые неизбежно возникают у детей из неблагополучных семей при адаптации к новой приемной семье. Необходим новый, достаточно длительный опыт позитивных отношений, чтобы прежние схемы перестроились.

В настоящее время отмечается тенденция увеличения числа замещающих семей, вместе с тем нередки случаи, когда из-за возникших проблем замещающие родители отказываются от ребенка, что приводит к негативному явлению, как вторичное сиротство.

Вторичное сиротство — это социальный феномен в современной России, вызываемый отказом замещающих родителей от своих приемных детей. Будучи брошенными второй раз в жизни, дети теряют оставшееся доверие к взрослым и разочаровываются в институте семьи, у них углубляются проблемы с привязанностью к близким людям. Для ребенка, который воспитывался либо в условиях жесткого распорядка сиротского учреждения, либо в хаосе неблагополучной семьи, очень важным становится обретение стабильного и безопасного пространства.

Вопрос о компетенциях чрезвычайно актуален в сфере помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без родительского попечения.

Главное требование для любой замещающей семьи — обеспечить условия для безопасного проживания и воспитания, позитивного развития и самоощущения ребенка-сироты с учетом его индивидуальных потребностей, особенностей физического здоровья, эмоционального и умственного развития. Для этого современный замещающий родитель должен обладать широким спектром компетенций, необходимых ему для более эффективного выполнения своих обязанностей.

Прежде всего, это умение осуществлять воспитание приемных детей, заботиться об их полноценном умственном, физическом, эмоциональном развитии. Оно выражается в понимании переживаний детей, расставшихся со своей семьей и утративших привычную среду общения, из-за чего во взаимоотношениях с ребенком могут возникать особые проблемы, для решения которых потребуется время и терпение.

Успешный замещающий родитель признает, что ребенок — это личность, у него есть чувства, с которыми необходимо считаться, и помогает ему в развитии самоуважения, адекватной самооценке, успешной социализации.

Еще одно важное умение для замещающих родителей — это умение правильно взаимодействовать с кровной семьей ребенка и другими значимыми для него людьми. Так как зачастую замещающей семье очень тяжело разрешать общение приемного ребенка с его родственниками. Это продиктовано желанием защитить ребенка от предполагаемого негативного влияния родителей, но это общение необходимо, прежде всего, самому ребенку и замещающим родителям.

Одно из важных качеств замещающего родителя — это наличие хорошо развитых коммуникативных навыков. Так как в процессе воспитания приемного ребенка приходится сотрудничать с различными специалистами, организациями, родителями и родственниками ребенка, выполнять конкретные задания, брать на себя ответственность, то замещающий родитель должен уметь эффективно общаться.

В основе коммуникативных умений лежит общительность (это совокупность личных качеств, позволяющих человеку легко устанавливать контакты с окружающими).

Общительность проявляется в обычной жизни в профессиональной деятельности хорошего педагога; в равной степени это относится и к хорошим родителям.

В свою очередь, общение требует, чтобы взрослый владел такими качествами и умениями, как:

  • толерантность – терпение, выносливость по отношению к поведению детей;

  • владение речью, то есть умение объяснить ребенку, чего от него хотят, в доступной и понятной для него форме;

  • умение воздействовать на ребенка.

Родители должны знать:

  • законодательство по проблемам защиты детства;

  • нормативно-правовые акты организации и деятельности принимающей семьи;

  • структуру учреждений защиты детства и место принимающей семьи в системе этих учреждений;

  • основы педагогики, возрастной психологии, педиатрии;

  • основы анатомии и возрастной физиологии;

  • особенности развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

  • особенности образа жизни семей группы риска и специфику развития в них детей.

Приемные родители должны уметь:

  • осуществлять уход за детьми;

  • организовывать совместный быт и досуг;

  • создавать развивающую среду;

  • создавать эмоционально благоприятную семейную обстановку;

  • строить отношения с ребенком, имеющим различные проблемы в развитии (депривационные расстройства, интеллектуальные нарушения, шизофрения, психопатия, невроз, посттравматический стресс, педагогическая и социальная запущенность и пр.), а также строить отношения со специалистами и представителями государства;

  • эффективно воздействовать на личность ребенка с целью ее гармонизации;

  • реализовывать эффективный стиль воспитания;

  • реагировать на вербальные и невербальные знаки при общении с членами семьи, иметь навык активного слушания, оказывать психологическую поддержку.

Кроме этого, на успешность приемных родителей наиболее благоприятно влияют следующие факторы:

  1. умение родителей справляться с обычными проблемами детей без паники и экстремальных дисциплинарных мер;

  2. понимание родителями сути психологических причин, лежащих в основе проблемного поведения ребенка;

  3. отсутствие у родителей строгих и формальных религиозных ориентаций.

Особое значение имеют: ответственность и эмоциональная уравновешенность личности; физическое здоровье и достаточная энергичность, чтобы справляться с уходом за ребенком; способность к формированию и сохранению нормальных взаимоотношений с окружающими; коммуникабельность, способность к разрешению конфликтов. Родители должны обладать достаточными финансовыми возможностями, чтобы нести дополнительные расходы по содержанию ребенка в семье. Замещающая семья должна иметь возможность существовать на собственные доходы, не полагаясь на государственные выплаты.

Замещающим родителям необходимо обладать способностью выполнять обязанности по воспитанию принимаемых в семью детей, сохраняя при этом хорошие взаимоотношения с членами своей семьи, с окружающими людьми.

Не всегда на этапе подготовки замещающие родители могут реально представлять: сколько времени потребует воспитание приемного ребенка; как отразиться появление приемного ребенка на родных детях; как окружающие отнесутся к новой деятельности и свое отношение на их реакцию; как приход ребенка отразится на внутрисемейных отношениях.

Некоторым тяжело принять тот факт, что нельзя ожидать от приемного ребенка чувства благодарности по отношению к замещающим родителям.

Основной направленностью детско-родительских отношений в замещающей семье должно стать удовлетворение потребности ребенка в постоянном, эмоционально теплом, понимающем общении со взрослым, который любит и принимает его.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ:

1. Постепенная градация трудностей:

Для формирования определенных навыков необходимо, чтобы желательные действия ребенка в окружающем мире находили систематическое подкрепление. В условиях интернатного воспитания находят подкрепление послушание, подчинение и следование правилам, на которые ребенок повлиять не может. Монотонная и строго регламентированная жизнь в детском доме приводит к формированию социально неэффективного, зависимого поведения, страху ответственности, неумению строить отношения с людьми. Необходимость исправить подобное положение вещей требует систематического стимулирования новых навыков, таких как собственная активность, целеполагание, жизненное планирование, систематические усилия и личностная ответственность. Усвоение новых навыков может опираться только на уже сформированные — в нашем случае это подчинение и послушание — но необходимо учитывать, что эти навыки сформировались в условиях психологического насилия (непринятие личности ребенка, обедненные индивидуализированные отношения), что, в свою очередь, формирует негативизм и пассивное сопротивление и имитацию деятельности.

Таким образом, контроль и опека взрослых обязательна на начальном этапе формирования новых навыков самостоятельности, при тщательной градации трудностей, чтобы исключить чрезмерное сопротивление и при систематической стимуляции новых жизненных навыков.

2. Помощь приемному ребенку в расширении круга общения:

Одной из целей воспитания является обучение навыкам взаимодействия и общения с различными людьми в процессе игровой и учебной деятельности. На предыдущих жизненных этапах социальная среда приемных детей была ограничена либо закрытым государственным учреждением, либо асоциальным окружением, где были усвоены «детдомовская нормативность», законы круговой поруки и жизни «по понятиям». Безусловно, новая семейная обстановка, семейные правила, здоровые  отношения внутри семьи несут большую воспитательную нагрузку, однако ребенок будет стремиться найти себе друзей из числа «трудных и неблагополучных детей». Он может саботировать процесс воспитания. Это объясняется тем, что когда среда меняется, человек, чтобы создать комфортную среду, тяготеет к себе подобным, тем, кто живет по законам и правилам, которые он усвоил прежде.

Умение родителей постепенно включать ребенка в более продуктивную и благополучную среду сверстников может стать переломным моментом в процессе воспитания.

Все приемные дети в тот или иной момент своей жизни были лишены любви, заботы и внимания значимого взрослого, т. е. воспитывались в условиях материнской депривации.

В условиях материнской депривации неизбежно идет искажение основных социальных ролей «ребенок», «взрослый». Взрослый становился для ребенка источником опасности или опеки. Приемному ребенку следует понять и осознать, что родитель управляет ситуацией, обеспечивая безопасность и заботу; что ребенок не может контролировать ситуации и управлять взрослым. 

СОХРАНЕНИЕ ПОЗИЦИИ ЗНАЧИМОГО ВЗРОСЛОГО:

Процесс восстановления этих ролей в любом возрасте очень трудный, но особенно тяжело он протекает для подростков. Подростку необходимо три основных условия для нормального развития:

  • принятие родителями ребенка,

  • установление ясных и однозначных правил, регламентирующих его поведение,

  • предоставление ему свободы действий в установленных родителями границах.

Через совместную стабильную деятельность ребенка и взрослого, где взрослый несет ответственность за ребенка, обеспечивает его безопасность, заостряет ситуации успешности ребенка, отделяет поступок от личности ребенка, идет процесс построение доверия к взрослому, а через доверие к значимому взрослому восстанавливается и доверие к миру.

СТИМУЛИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ПОЗИЦИИ РЕБЕНКА:

В прошлом эти дети, в основном, ощущали себя как объекты воспитания и дисциплинарного воздействия. Переход к активной, ответственной жизненной позиции должен проходить при активном личностном участии самого ребенка. Мотивацией к этому переходу могут послужить восполнение потребности в личностной значимости, ощущение возможности самому повлиять на изменение ситуации к лучшему и комфортные ощущения в ситуации успеха.

СТИМУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РЕБЕНКА:

Здесь нужно различать два понятия: социальная компетентность и функциональная грамотность.

Функциональная грамотность обеспечивает усвоение социально-бытовых и академических навыков — умение эффективно и безопасно пользоваться общественным транспортом, средствами связи, домашними бытовыми приборами, ориентироваться в районе проживания, заботиться о своем здоровье, а также отбирать необходимую информацию из книг и работать на компьютере.

Социальная компетентность позволяет выстраивать эффективные отношения с людьми, правильно ориентироваться в различных социальных ситуациях.

Семья является идеальной средой для усвоения навыков социальной компетенции. Умение родителей подкреплять новые навыки приемных детей ощущением пользы для себя и других, акцентировать ситуацию успеха ребенка на ежедневном уровне делает воспитание приемных детей эффективным.