Уважаемые родители!
Вы, наверное, знаете, что речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых, зависит от нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни.
Поэтому Вы должны принимать в этом самое активное участие и знать определённые этапы нормального речевого развития, чтобы стимулировать речевое развитие ребёнка:
От рождения до 8 дней отмечается рефлекторный крик, неопределённые звуки. У здорового новорожденного крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлинённым выдохом. Через две недели ребёнок начинает реагировать на голос говорящего: прислушивается, перестаёт плакать.
К концу 1-го месяца ребёнка можно успокоить мелодичной песней. Малыш поворачивает голову в сторону говорящего, следит за ним глазами, реагирует на интонацию.
От 2-х до 5-ти месяцев — период гуления. Ребёнок активно гулит, произносит нараспев отдельные звуки и их слияния: а-а-а, у-а-а, агу, аха, авя, угу. Гуление не возникает у младенца стихийно. Ребёнок прислушивается к голосу взрослого, издаёт звуки, реагируя на улыбку или ласковое обращение взрослых. Разговаривая с ребёнком, вы стимулируете его речевое развитие.
В 2,5–3 месяца у малыша появляется первый смех. Он с удовольствием хохочет, что способствует развитию его речевого дыхания. Ребёнок отвечает улыбкой на обращение взрослого, ищет источник звука в пространстве, поворачивая голову.
В 4 месяца у ребёнка отмечается так называемый «комплекс оживления». Малыш радостно стучит ножками и машет ручками, гулит и смеётся в ответ на ласковое обращение взрослого.
К 5-6 месяцам ребёнок начинает лепетать, произносить слоги и цепочки слогов с губными звуками: ма-му-ма, пу-па, ба-ба-бо. Именно в 5 месяцев у малыша появляется внимание к артикуляции взрослых.
Он следит за тем, как вы произносите звуки. Не сюсюкайте с ребёнком, говорите чётко и правильно. Это очень важно! Если ваш малыш перестал гулить, но не начал лепетать, необходимо срочно обратиться к оториноларингологу и провести исследование состояния слуха.
В 7-8 месяцев ребёнок произносит цепочки слогов с разными интонациями. В 7 месяцев на вопросы «Где мама?» «Где часы?» и т.п. малыш поворачивается в сторону названного человека или указывает находящийся на обычном месте предмет.
К 8-9 месяцам ребёнок настойчиво ищет названный предмет независимо от его местоположения. Ребёнок начинает осмысливать отношения между предметами и явлениями действительности начинается усвоение грамматики.
С 10 месяцев ребёнок соотносит слова с предметами, действиями и их изображениями, запоминает слова, появляются реакции на них. По просьбе показывает на простой сюжетной картинке нужное изображение. К 10 месяцам малыш уже умеет понимать и произносить слова «да» и «нет», сопровождая их соответствующими жестами. В это время эмоциональное общение с ребёнком приобретает особенное значение для его развития. Ребёнок понимает и выполняет простые просьбы: «Помаши ручкой», «Ладушки», «Дай ручку», «Садись», «Ложись» и т.д.
С 9-10 месяцев до 1 года ребёнок может научиться различать имена близких взрослых и детей, его пассивный словарь включает названия некоторых окружающих предметов, игрушек, животных, некоторых действий и движений.
К 1 году в активном словаре ребёнка может быть до 15-20 осознанно произносимых слов и звукоподражаний: мама, папа, дай, баба, на, пить, ко-ко, би-би, ав-ав и т.д.
К 1,5-2 годам в речи ребёнка должны появиться простые предложения: «Мама, дай сок», «Хочу пить чай». появляются первые прилагательные: большой, маленький, хороший, плохой, красный. Не стоит огорчаться, если они будут звучать как «басёй», «маикий», «хаёси», «пахой», «касий».
Расширяется объём понимания слов, обозначающих действия. Ребёнок выполняет инструкции, состоящие из двух-трёх действий: подойди к полке, возьми мишку, принеси мне. Малыш начинает понимать значение предлогов.
К 3 годам активный словарь ребёнка быстро увеличивается. Он может насчитывать до 800-1000 слов и включать в себя почти все части речи. Ребёнок строит простые распространённые или даже сложносочинённые предложения: Папа купил мне новую грузовую машину. Мы не ходили утром гулять: на улице дождь. Овладевает элементарными грамматическими навыками родного языка, хотя в его речи ещё много грамматических ошибок (пить чашки, копать лопатком). Малыш может легко запомнить и рассказать небольшие стишки. Ребёнок правильно воспроизводит гласные и все простые согласные звуки, из речи ребёнка уходит смягчённое произношение практически всех согласных звуков.
К 4 годам малыш уже правильно произносит свистящие звуки: С, С’, З, З’, Ц. Использует в речи сложноподчинённые предложения: Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные. С удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору или о то, что ему прочитали. Не настаивайте, чтобы в этом возрасте ребёнок правильно произносил звук Р, так как очень часто желание мамы и папы научить ребёнка произносить сложный звук и неумение это делать приводят к возникновению серьёзного нарушения звукопроизношения.
К 5 годам ребёнок правильно произносит шипящие звуки: Ш, Ж, Щ, Ч. В речи почти не допускает грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке.
В 6 лет нормально развивающийся ребёнок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной.
С 7 лет начинается школьный период развития речи ребёнка, когда он овладевает письменной речью и овладевает всём богатством родного языка в целом.
-
Учитель-логопед Коблева Д. Г.