Что делать, если ваш ребенок не говорит?

Что делать, если ваш ребенок не говорит?

В последнее время многие мамы и папы бьют тревогу: их дети поздно начинают говорить.

Как ребенку научиться говорить правильно и вовремя?

Речь — тонкий психологический процесс, который формируется в первые годречьы жизни.

Поэтому родителям нельзя ждать, когда ребенок заговорит сам, внимание к становлению речи надо уделять с раннего возраста и занятия надо начинать как можно раньше.

Предлагаем вашему вниманию восемь заповедей для родителей маленького молчуна:

Заповедь первая:

Как можно чаще общайтесь с ребенком.

Уделяйте ему как можно больше внимания, стараясь использовать в речи жесты и мимику, чтобы эмоционально включить малыша в процесс общения.

Приучайте ребёнка смотреть в лицо собеседника во время разговора, так как зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому её усвоению.

Заповедь вторая:

Не требуйте от ребенка того, что для него недоступно.

К разговору можно побуждать, но нельзя принуждать.

Если вы хотите помочь своему ребенку, забудьте слова «скажи» и «повтори» хотя бы на первое время!

Никогда не требуйте незамедлительных повторов слов и не ругайте детей за ошибки. Это может привести к тому, что ребенок вообще откажется говорить и замкнётся в себе.

Никогда не сравнивайте своих детей с другими.

Заповедь третья:

Внимательно относитесь к тому, что говорит ваш малыш. Поощряйте и стимулируйте любые его попытки говорить и успехи в овладении речью.

Но ни в коем случае не упрекайте за ее отсутствие, чтобы не вызвать у крохи страха перед произнесением слов и боязни допустить ошибку.

Исправляйте ошибки максимально тактично и доброжелательным тоном. Важно не повторять искаженные слова, а давать правильные образцы.

Заповедь четвертая:

Обращаясь к ребенку, подбирайте слова, доступные его пониманию. Говорите не торопясь, четко, ясно и выразительно.

 Говорить с ребёнком следует медленно, чётко, короткими фразами.

С 2,5-3-х лет детей приучайте к общепринятому названию предметов и действий, не переходя на «детский язык», не сюсюкая. Не разрешайте делать это и другим взрослым, окружающим ребёнка.

Знайте, что не рекомендуется произносить слова искажённо, употребляя усечённые слова. Это не означает, что в разговоре с ним нельзя употреблять звукоподражания. Если ребёнок, указывая на корову, говорит «му», мама должна сказать: «Да, это – корова».

Заповедь пятая:

Речь лучше развивается в деятельности.

Поэтому чаще играйте и привлекайте малыша к труду по дому, а каждое совместное с ним действие сопровождайте речевыми комментариями: «Мы сейчас будем протирать тряпкой стол. – Мы протираем стол. – Мы протерли стол. – Теперь стол чистый и сухой» и т. д. Комментируя свои действия, мы даем ребенку правильные образцы речи, и он накапливает пассивный словарь.

Заповедь шестая:

Поощряйте любопытство малыша, задавая ему вопросы.

Например: «Это кто? – Это кошка. – Кошка что делает? – Кошка спит. – Где спит кошка? – На диване» и т.д.

Читайте детям каждый день сказки, стихи, считалки, потешки.

Не демонстрируйте досаду или нежелание, если ребёнок просит в сотый раз читать книжку.

Поощряйте детское любопытство и желание задавать вопросы.

Заповедь седьмая:

Специалисты уже давно подметили: ослабленный ребенок говорит позже.

Оздоравливайте вашего малыша через закаливание, организацию правильного режима дня и рационального питания.

Заповедь восьмая:

Чаще играйте с детьми!

Не секрет, что разнообразие окружающего мира познается малышом через игры с предметами.

Существует много различных игр, способствующих развитию речи ребенка.

Вот некоторые из них, которые вы можете успешно использовать:

  • Игрушки и предметы, развивающие активный выдох, на котором мы и произносим звуки (вертушки, дудочки, губные гармошки и т.д.).

  • Игры и предметы, развивающие мелкую моторику (конструкторы, мозаика, пластилин и т. д.) и общую моторику ребенка (мячи, кегли, каталки, коляски, догонялки, прятки и т. д.).

  • Звучащие игрушки, стимулирующие слуховое внимание ребенка, – барабаны, дудочки, молоточки, колокольчики, а также телефон, который к тому же хорошо активизирует речь крохи.

  • Упражнения, которые стимулируют развитие мышц артикуляционного аппарата (поцелуйчики, улыбки, облизывание губ, высовывание языка – вверх, вниз, вправо, влево и по кругу). Предлагайте своему крохе лизнуть ягодку или леденец на палочке, показать, как кушают рыбки, птенчики, котята.

  • Игры-лото, соответствующие возрасту малыша.

  • Используйте для речевого развития ребенка известные детские песенки, которые слушайте вместе со своим крохой и пойте их с ним отдельными звуками – «и», «а», «ба» и т.д..

Помните: чем раньше вы начнёте оказывать помощь своему малышу, тем результативнее она будет.