Игра для ребенка — это способ рассказать о себе, своих чувствах, мыслях, пережитом опыте.
Наблюдая за игрой ребенка, многое можно узнать о его жизни, потому что все свои чувства, переживания он переносит на игрушки. По играм можно судить и о взаимоотношениях в семье. Ведь в процессе игры ребенок воспроизводит действия и отношения, которые кажутся ему важными в данный момент.
Ребенку чрезвычайно сложно открыть свои чувства и рассказать другим о своих глубоких переживаниях. Все это малыш выражает в игре. Но как понять то, о чем он хочет рассказать?
Есть несколько простых приемов, с помощью которых внимательные родители обязательно поймут то, что тревожит малыша или вызывает у него беспокойство.
Прежде всего, позвольте ребенку самому организовать свое игровое пространство, выбрать нужные ему предметы и игрушки. Основная задача взрослого — не торопить, и не оценивать, находясь рядом, постараться быть незаметным наблюдателем.
Обратите внимание, как ребенок приступает к выбору игрового материала, какие игрушки и игры преобладают. Например бывает так, что ребенок, выбрав одну игрушку и поиграв с ней непродолжительное время, отбрасывает в сторону и бросается к другой игрушке. Затем ситуация повторяется — игрушки откладываются одна за другой, внимание не задерживается надолго ни на одной из них, малыш затрудняется сделать окончательный выбор. Это свойственно детям, испытывающим сложности в установлении контакта и поддержании общения с другими детьми. Причины могут быть самыми разными — и природная робость, и негативный опыт общения, и неприятие другими детьми.
Помогите малышу. Пусть в игру включаются игрушки, которые хотят во что бы то ни стало подружиться с ним. Как сделать первый шаг к знакомству? Как договориться и играть так, чтобы всем было интересно? Как не огорчить других и не обижаться самому? Малыш получит опыт успешного социального взаимодействия и поймет, что играть вместе очень интересно и увлекательно. Главное — не торопить события. Пусть все идет своим чередом — так, как это видится ребенку.
Случается, что на определенном этапе дети сворачивают игру, не доводя ее до логического завершения. Со стороны может показаться, что ребенок бросил начатое и оставил его незаконченным. Это совсем не так. Дело в том, что в игре ребенок проживает очень значимую в психологическом плане ситуацию. Ему важно самому прийти к нужному решению. Часто дети возвращаются и проигрывают один и тот же сюжет, как бы зацикливаясь на нем. Ситуация, которая проигрывается в этот момент, наиболее значима для малыша. Когда- нибудь она разрешится и исчезнет из игрового репертуара ребенка, или история получит дальнейшее развитие. Таким образом ребенок приобретает очень ценный психологический опыт, который ему обязательно пригодится в будущем.
Медведева Л.В., педагог-психолог Центра