Методическое объединение педагогов-психологов 15 июня 2017 года

Методическое объединение педагогов-психологов 15 июня 2017 года

15 июня 2017 г. состоялось заседание республиканского методического объединения педагогов-психологов общеобразовательных учреждений по теме: «Организация деятельности педагога-психолога ОО по профилактике дезадаптивного и аутоагрессивного поведения обучающихся». В работе методического объединения приняли участие 50 педагогов-психологов республики.

К одной из  социальных проблем относятся проблемы, связанные с возникновением у сегодняшних детей и подростков отклонений в поведении и присутствием негативных психических состояний, в основе которых лежат дезадаптационные процессы. Школьная дезадаптация, являясь частью социальной дезадаптации, в настоящее время является достаточно распространенным явлением среди детей и подростков в нашем обществе, которое может негативно сказаться на его развитии в целом (адекватное восприятие человеком окружающей действительности и самого себя, адекватная система отношений с окружающими людьми, способность к общественно — полезному труду, обучению, к организации собственного досуга и отдыха, изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других людей).

Адаптация ( американский физиолог У. Кеннон) — совокупность функциональных реакций организма на неблагоприятные воздействия внешней среды.

Адаптация (наст. время) — формирование приспособительных реакций организма на измененные условия жизни, не только стрессорные.

Особое значение имеет проблема адаптации детей и подростков к учебному и воспитательному процессам в дошкольных и школьных учреждениях.

Адаптация человека к условиям среды, является общебиологическим свойством всего живого, но характеризуется качественной особенностью – она носит ярко выраженный социальный характер.

Адаптация детей и подростков — это активный процесс приспособления их ВНД к соответствующим условиям коллектива.

Адаптационные возможности детей и подростков существенно меньше, чем у взрослого человека, поэтому детей следует оберегать от резких изменений условий жизни, от действия непривычных раздражающих факторов.

Нарушение адаптации рассматривается как ДЕЗАДАПТАЦИЯ.

Дезадаптация – относительно кратковременное ситуативное состояние, являющееся следствием воздействия новых, непривычных раздражителей изменившейся среды и сигнализирующее о нарушении равновесия между психической деятельностью и требованиями среды.

Дезадаптация затруднение, осложненное какими-либо факторами приспособления к меняющимся условиям, выражающееся в неадекватном реагировании и поведении личности.

ТИПЫ ДЕЗАДАПТАЦИИ:

ШКОЛЬНАЯ — несоответствие психофизического и социопсихологического состояния ребенка требованиям школьного обучения (овладение знаниями, умениями и навыками становятся затруднительными)

Основные показатели школьной адаптации:

— формирование адекватного поведения;

— установление контактов с учителем и учащимися;

— овладение навыками учебной деятельности

Основные показатели школьной дезадаптации:

— несформированность элементов и навыков учебной деятельности;

-несформированность мотивации учения;

— неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности

ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ неуспеваемость, нарушения взаимоотношений со сверстниками, эмоциональные нарушения

поведенческие отклонения:

— дисциплинарные нарушения,

— прогулы,

— гиперактивное поведение,

— агрессивное поведение,

— оппозиционное поведение,

— курение,

-хулиганство,

— воровство, ложь.

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ в педагогическом аспекте — особый вид поведения несовершеннолетнего, который не соответствует основным принципам поведения, признанным повсеместно обязательным для детей и подростков.

Она проявляется:

— в нарушении норм морали и права;

— в асоциальном поведении;

— в деформации системы ценностей, внутренней саморегуляции, социальных установок;

— в отчуждении от семьи, школы;

— в резком ухудшении нервно-психического здоровья;

— в увеличении подростковой алкоголизации, аутоагрессивного и аддиктивного поведения.

Более глубокая степень дезадаптации, чем школьная. Ей свойственны асоциальные проявления и отчуждение от семьи, школы, что приводит к утрате мотивации к обучению, трудностям проф. определения, снижению нравственных представлений, снижению адекватности самооценки.

ПАТОГЕННАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ вызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения нервной системы (ММД, СДВГ, задержки развития, умственная отсталость и т.д.).

ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ вызвана половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, которые обуславливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующая индивидуального подхода и специальных психо-социальных и психолого-педагогических коррекционных программ (личностные особенности, черты характера, неадекватная самооценка, нарушение эмоционально-волевой и коммуникативной сферы).

В «группу риска» входят:

учащиеся 1-х классов – адаптация к систематическому обучению;

учащиеся 5-х классов – адаптация к кабинетной системе обучения, предметному обучению;

учащиеся 9-х классов – адаптация к профильному обучению;

учащиеся 11-х классов – адаптация к вузовской системе обучения;

учащиеся, изменяющие маршрут обучения в процессе ротации;

учащиеся-дезадаптанты;

учащиеся с девиантным поведением.

Повышенный риск развития дезадаптивных форм нарушения поведения

имеют следующие группы детей:

гиперактивные дети;

дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях с разными уровнями социальной дезадаптации;

дети, находящиеся под гиперопекой родителей;

дети с высокой наследственной отягощенностью психическими и

психосамотическими заболеваниями.

Основными направлениями работы с дезадаптированными детьми и подростками являются:

1) Ранняя диагностика детей «группы риска».

2) Консультативно-разъяснительная работа с родителями и педагогами.

3) Активизация воспитательных усилий среды, работа с контактными группами подростков, в том числе с семьей.

4) Организация специализированной коррекционно-реабилитационной работы в соответствии с уровнем дезадаптации ребенка.

5) Разработка и реализация целевых программ и технологий, направленных на профилактику нарушений поведения.

6) Создание коррекционных и реабилитационных программ на основе

психологической и педагогической диагностики.

Характер дезадаптации детей с ОВЗ

— изменения в отношениях к учебной деятельности (часто, сталкиваясь с трудностями отказывается ходить в школу, пассивен, быстро теряет интерес к заданию, не старателен, негативно относится к замечаниям, плачет, молчит, нуждается в помощи и контроле, медленно включается в учебный процесс, наблюдается падение успеваемости;

— в отношениях с ровесниками и учителями часто агрессивен (кричит, угрожает, жалуется), отказывается от общения с ровесниками и детьми вообще; стремится к одиночеству; требует к себе особого внимания; проявляет эгоцентризм; создает конфликтные ситуации;

— характерна повышенная утомляемость( быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредоточиваются на задании; отказываются от выполнения задания);

— у некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство (суета, трудности организации учебной деятельности);

— у других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство,

склонность к вспышкам раздражительности, упрямству, быстрой смене настроения, болезненной реакции на критику.

Для минимизации проявлений дезадаптации НЕОБХОДИМО:

 начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного

нарушения развития;

 ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не

присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;

 использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе

специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию

«обходных путей» обучения;

 индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для

нормально развивающегося ребенка;

 обеспечить особую пространственную и временную организацию

образовательной среды;

 максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы

образовательного учреждения.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ можно

рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребѐнку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих скоординировано.