В соответствии с планом мероприятий Республиканского методического объединения педагогов-психологов, утвержденным Министерством образования и науки Республики Адыгея на 2019- 2020 учебный год,
19 ноября 2019 г состоялось заседание республиканского методического объединения педагогов-психологов муниципальных образовательных учреждений средних образовательных школ на базе Государственного бюджетного учреждения Республики Адыгея «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» по теме:
«Профилактика деструктивного поведения обучающихся. Предупреждение проявлений криминального характера в ОО республики»
В работе методического объединения приняли участие 50 человек.
В ходе работы МО были рассмотрены следующие актуальные вопросы:
— Риски распространения деструктивного контента в отношении детей и подростков в социальных медиа и вероятности проявления противоправного поведения (А.Н.Сафонова- руководитель МО)
— Буллинг в школе: феномен, особенности, профилактика (Л.А. Асламазова, к.п.н., доцент кафедры педагогической психологии АГУ, педагог- психолог центра )
— Возможности Службы медиации в профилактике буллинга и предупреждении проявлений криминального характера в школьной среде
(И.Ю. Дырбова, педагог-психолог «Гимназия №1» Красногвардейского района)
— Работа педагога-психолога с родителями по предупреждению буллинга в школе (Л.В. Проскурина, педагог-психолог МБОУ СОШ №8 Гиагинского района)
На сегодняшний день в деструктивные течения в Рунете вовлечены порядка 5 миллионов аккаунтов российских подростков (35% от общего числа подростков в России), и это число продолжает расти. В подростковой среде в социальных медиа фиксируется стремление подростков к группам, продвигающим разрушающее поведение.
Под воздействием деструктивного влияния у подростков, вовлеченных в деструктивные течения, образовались устойчивые поведенческие паттерны разрушительного типа:
Снижение способности самостоятельно думать и принимать решения. Отсутствие желания учиться, развиваться, работать. Желание деградировать и быть лучшим из худших.
Отрицание всякой ответственности. Поиск внешней идеологии, чёткого алгоритма действий, как стремление передать ответственность за свою жизнь другому.
Отсутствие авторитетов среди значимых взрослых. Восприятие родителей, учителей, знакомых, как людей отсталых, глупых, ниже себя по уровню развития.
Обесценивание норм морали и общечеловеческих ценностей. Стремление нарушать правила, бороться и уничтожать. Такое поведение в принципе свойственно для подросткового возраста, в данном случае речь идёт именно о радикальных проявлениях.
Выраженная симпатия подростков к антигероям, антидвижениям и всему, что можно назвать «темной стороной» (зло). Все злое воспринимается как насыщенная и яркая жизнь, все нормальное как скучное и тяжелое.
Современной школе сложно противостоять влиянию на подростков деструктивных течений. Необходима система продуманных мероприятий, современных форм работы с детьми, родителями, расширение дополнительного образования через современные студии, лаборатории, проекты, позволяющие детям использовать свой творческий потенциал и энергию.
Специалисты подробно рассмотрели вопросы агрессивного поведения подростков в социальной среде, формы проявление детской агрессии. Были отмечены факторы, которые способствуют возникновению агрессивного поведения, буллинга и мобинга в школьной среде.
Педагогами-психологами был рассмотрен подробно данный феномен деструктивного поведения, его особенности и профилактика. В школах, где буллинга нет — это школы, в которых:
— взрослые занимают твердую позицию неприятия любых видов издевательств;
— есть четкие правила поведения, говорящие о том, что нельзя нападать на других, нельзя оскорблять других;
— этим правилам следуют и учителя, и ученики (то есть, учителя не только сами не проявляют насилие по отношению к детям (ни физическое, ни вербальное, ни психологическое), но и сразу же, замечая агрессивные проявления у детей, пресекают их);
— нормой является уважительное отношение к себе и другим.
Специалистами были рассмотрены возможности Службы медиации в профилактике буллинга и предупреждении проявлений криминального характера в школьной среде. Конкретным опытом использования Службы медиации в предотвращении и урегулировании конфликтов поделилась педагог-психолог И.Ю. Дырбова, а педагог-психолог Проскурина Л.В. поделилась своим опытом работы с родителями по предотвращению буллинга в школе.
Педагоги-психологи проявили большой интерес к рассмотренным на заседании вопросам и отметили важность полученной информации для повышения компетентности в области сопровождения и обучающихся в школе.
В помощь педагогам-психологам на официальном сайте ГБУ РА «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» размещены материалы МО по обозначенной теме.