Методическое объединение педагогов-психологов «Профессиональный стандарт»

Методическое объединение педагогов-психологов «Профессиональный стандарт»

 

В соответствии с планом мероприятий Республиканского методического объединения педагогов-психологов, утвержденным Министерством образования и науки Республики Адыгея на 2017- 2018 учебный год,

12 декабря 2017 г состоялось заседание республиканского методического объединения педагогов-психологов муниципальных образовательных учреждений средних образовательных школ на базе Государственного бюджетного учреждения Республики Адыгея «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» по теме:

«Концепция психологической службы образования. Профессиональный стандарт педагога-психолога».

В работе методического объединения приняли участие 65 человек.

В ходе работы МО были рассмотрены следующие актуальные вопросы:

Профессиональный стандарт педагога-психолога образовательной организации (А.Н. Сафонова, руководитель МО)

Концепция психологической службы образования, требования к профессиональным компетенциям педагогов0психологов (Л.А.Асламазова)

— Актуальные вопросы организации социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления потребления наркотических средств. (Н.В. Гриценко)

Профессиональная деятельность психолога в системе образования (педагога-психолога) в настоящее время подвергается существенным трансформациям, которые определяются необходимостью расширения круга задач, решаемых психологом в образовательной среде нового типа. Востребованность психологических услуг в системе образования связана, прежде всего, с задачей развития интеллектуального и личностного потенциала подрастающего поколения, сформулированной в новом Законе об образовании и в современных образовательных стандартах.

В современных условиях значимость психологического обеспечения образовательного процесса повышается, актуальны становятся задачи психолого-педагогического сопровождения развития личности и социализации обучающихся в условиях современного общества. Возрастает роль психологических служб образовательных организаций в решении актуальных проблем, связанных с сохранением и укреплением психологического здоровья детей. В соответствии с этим, возрастают требования к квалификации и профессиональным компетенциям психолога, обеспечивающим эффективное исполнение трудовых функций, предписанных профессиональным стандартом.

Традиционно в деятельности педагога-психолога определяются такие основные области (направления) деятельности как психологическая диагностика, психологическое консультирование, психологическая коррекция и развитие, психологическое просвещение, психологическая профилактика12. В то же время, сегодня спектр областей деятельности психолога в системе образования значительно усложняется и расширяется.

В условиях перехода на новую модель образования, связанную с реализацией Федеральных государственных образовательных стандартов, к традиционным областям добавляются экспертно-аналитическая, методическая, проектировочная деятельность. Психолог в образовательном учреждении реализует роль методиста, эксперта, исследователя.

В соответствии с Законом об Образовании (Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации), психолого-педагогическая помощь, наряду с медицинской и социальной, должна быть оказана детям, «испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации» Психолого-педагогическая помощь детям с ОВЗ в Законе об образовании отнесена к разряду специальных условий для получения образования и предполагает наряду с другими условиями проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий (Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья).

Законом предусматривается две основных формы оказания психолого-педагогической помощи обучающимся: педагогами-психологами, работающими в образовательной организации, и специалистами центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Проект концепции развития психологической службы образования определяет следующие направления деятельности психолога в образовании: психологическое просвещение; психологическая профилактика и превентивная деятельность; психологическая диагностика; психологическое консультирование и психологическая коррекция. В этом же проекте констатируется, что современная социокультурная ситуации в российском образовании задает цель Службы как профессиональное психологическое обеспечение решения стратегических задач развития российского образования, направленное на снижение рисков дезадаптации и негативной социализации детей, подростков, молодежи.

Участники МО проработали основные положения Проекта Концепции психологической службы образования, структуру Профессионального стандарта педагога-психолога и связь его с аттестацией, обратили внимание на необходимость дальнейшего изучения основных аспектов Профессионального стандарта педагога-психолога на последующих семинарах и заседаниях МО.

На электронную почту педагогов-психологов направлены материалы по рассмотренной теме.