15 июня 2017 г. состоялось заседание республиканского методического объединения педагогов-психологов общеобразовательных учреждений по теме: «Организация деятельности педагога-психолога ОО по профилактике дезадаптивного и аутоагрессивного поведения обучающихся». В работе методического объединения приняли участие 50 педагогов-психологов республики.
К одной из социальных проблем относятся проблемы, связанные с возникновением у сегодняшних детей и подростков отклонений в поведении и присутствием негативных психических состояний, в основе которых лежат дезадаптационные процессы. Школьная дезадаптация, являясь частью социальной дезадаптации, в настоящее время является достаточно распространенным явлением среди детей и подростков в нашем обществе, которое может негативно сказаться на его развитии в целом (адекватное восприятие человеком окружающей действительности и самого себя, адекватная система отношений с окружающими людьми, способность к общественно — полезному труду, обучению, к организации собственного досуга и отдыха, изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других людей).
Адаптация ( американский физиолог У. Кеннон) — совокупность функциональных реакций организма на неблагоприятные воздействия внешней среды.
Адаптация (наст. время) — формирование приспособительных реакций организма на измененные условия жизни, не только стрессорные.
Особое значение имеет проблема адаптации детей и подростков к учебному и воспитательному процессам в дошкольных и школьных учреждениях.
Адаптация человека к условиям среды, является общебиологическим свойством всего живого, но характеризуется качественной особенностью – она носит ярко выраженный социальный характер.
Адаптация детей и подростков — это активный процесс приспособления их ВНД к соответствующим условиям коллектива.
Адаптационные возможности детей и подростков существенно меньше, чем у взрослого человека, поэтому детей следует оберегать от резких изменений условий жизни, от действия непривычных раздражающих факторов.
Нарушение адаптации рассматривается как ДЕЗАДАПТАЦИЯ.
Дезадаптация – относительно кратковременное ситуативное состояние, являющееся следствием воздействия новых, непривычных раздражителей изменившейся среды и сигнализирующее о нарушении равновесия между психической деятельностью и требованиями среды.
Дезадаптация — затруднение, осложненное какими-либо факторами приспособления к меняющимся условиям, выражающееся в неадекватном реагировании и поведении личности.
ТИПЫ ДЕЗАДАПТАЦИИ:
ШКОЛЬНАЯ — несоответствие психофизического и социопсихологического состояния ребенка требованиям школьного обучения (овладение знаниями, умениями и навыками становятся затруднительными)
Основные показатели школьной адаптации:
— формирование адекватного поведения;
— установление контактов с учителем и учащимися;
— овладение навыками учебной деятельности
Основные показатели школьной дезадаптации:
— несформированность элементов и навыков учебной деятельности;
-несформированность мотивации учения;
— неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности
ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ неуспеваемость, нарушения взаимоотношений со сверстниками, эмоциональные нарушения
поведенческие отклонения:
— дисциплинарные нарушения,
— прогулы,
— гиперактивное поведение,
— агрессивное поведение,
— оппозиционное поведение,
— курение,
-хулиганство,
— воровство, ложь.
СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ в педагогическом аспекте — особый вид поведения несовершеннолетнего, который не соответствует основным принципам поведения, признанным повсеместно обязательным для детей и подростков.
Она проявляется:
— в нарушении норм морали и права;
— в асоциальном поведении;
— в деформации системы ценностей, внутренней саморегуляции, социальных установок;
— в отчуждении от семьи, школы;
— в резком ухудшении нервно-психического здоровья;
— в увеличении подростковой алкоголизации, аутоагрессивного и аддиктивного поведения.
Более глубокая степень дезадаптации, чем школьная. Ей свойственны асоциальные проявления и отчуждение от семьи, школы, что приводит к утрате мотивации к обучению, трудностям проф. определения, снижению нравственных представлений, снижению адекватности самооценки.
ПАТОГЕННАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ вызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения нервной системы (ММД, СДВГ, задержки развития, умственная отсталость и т.д.).
ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ вызвана половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, которые обуславливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующая индивидуального подхода и специальных психо-социальных и психолого-педагогических коррекционных программ (личностные особенности, черты характера, неадекватная самооценка, нарушение эмоционально-волевой и коммуникативной сферы).
В «группу риска» входят:
учащиеся 1-х классов – адаптация к систематическому обучению;
учащиеся 5-х классов – адаптация к кабинетной системе обучения, предметному обучению;
учащиеся 9-х классов – адаптация к профильному обучению;
учащиеся 11-х классов – адаптация к вузовской системе обучения;
учащиеся, изменяющие маршрут обучения в процессе ротации;
учащиеся-дезадаптанты;
учащиеся с девиантным поведением.
Повышенный риск развития дезадаптивных форм нарушения поведения
имеют следующие группы детей:
— гиперактивные дети;
— дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях с разными уровнями социальной дезадаптации;
— дети, находящиеся под гиперопекой родителей;
— дети с высокой наследственной отягощенностью психическими и
психосамотическими заболеваниями.
Основными направлениями работы с дезадаптированными детьми и подростками являются:
1) Ранняя диагностика детей «группы риска».
2) Консультативно-разъяснительная работа с родителями и педагогами.
3) Активизация воспитательных усилий среды, работа с контактными группами подростков, в том числе с семьей.
4) Организация специализированной коррекционно-реабилитационной работы в соответствии с уровнем дезадаптации ребенка.
5) Разработка и реализация целевых программ и технологий, направленных на профилактику нарушений поведения.
6) Создание коррекционных и реабилитационных программ на основе
психологической и педагогической диагностики.
Характер дезадаптации детей с ОВЗ
— изменения в отношениях к учебной деятельности (часто, сталкиваясь с трудностями отказывается ходить в школу, пассивен, быстро теряет интерес к заданию, не старателен, негативно относится к замечаниям, плачет, молчит, нуждается в помощи и контроле, медленно включается в учебный процесс, наблюдается падение успеваемости;
— в отношениях с ровесниками и учителями часто агрессивен (кричит, угрожает, жалуется), отказывается от общения с ровесниками и детьми вообще; стремится к одиночеству; требует к себе особого внимания; проявляет эгоцентризм; создает конфликтные ситуации;
— характерна повышенная утомляемость( быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредоточиваются на задании; отказываются от выполнения задания);
— у некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство (суета, трудности организации учебной деятельности);
— у других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство,
склонность к вспышкам раздражительности, упрямству, быстрой смене настроения, болезненной реакции на критику.
Для минимизации проявлений дезадаптации НЕОБХОДИМО:
начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного
нарушения развития;
ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не
присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;
использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе
специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию
«обходных путей» обучения;
индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для
нормально развивающегося ребенка;
обеспечить особую пространственную и временную организацию
образовательной среды;
максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы
образовательного учреждения.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ можно
рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребѐнку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих скоординировано.