Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4 классов.
Когда ребенку около 10 лет — это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Увеличения веса и роста, мышечной силы и выносливости.
Характерная особенность детей этого возрастного периода — ярко выраженная эмоциональность восприятия. В первую очередь дети воспринимают те объекты, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Дети быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения и события, лица, предметы, факты, чем определения, описания и объяснения.
Младшие школьники, как правило, отличаются бодростью, жизнерадостностью. Они общительны, отзывчивы, доверчивы, справедливы. Дети этого возраста очень впечатлительны и эмоциональны.
Мир чувств младшего школьника значительно богаче, чем дошкольника. Он особенно восприимчив к красоте окружающих его предметов, природы, человеческих отношений. Осознаннее становятся такие понятия, как ответственность за свои дела и поступки, долг перед семьей, классом, товарищем.
Мышление ребенка развивается вместе с речью, поэтому важно развивать речь, расширять запас слов, следить за чистотой и правильностью речи.
Мозг ребенка быстро утомляется. Утомление наступает вследствие начинающегося истощения — снижения работоспособности клеток коры головного мозга. Первый признак утомления организма — ощущение потребности в отдыхе, снижение работоспособности. Утомление снимается во время отдыха.
К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается при подготовке домашних учебных заданий. Так, например, одни приступают к урокам сразу после прихода из школы, другим требуется отдых (разной продолжительности). Кто-то быстро и легко включается в работу, у других много времени занимает подготовительный период. Одни дети начинают выполнять домашние задания с трудных учебных предметов, другие, наоборот, с легких. Одни лучше усваивают материал с опорой на графические изображения (рисунки, схемы и т.п.), другие предпочитают словесное объяснение и т.д.
Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые вы расставляете во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков.
Возраст 10-11 лет имеет свои специфические черты, способствующих проявлению проблем в той или иной сфере:
-
Возрастает ценностность общения, особенно со сверстниками; постепенно общение становится ведущей деятельностью детей;
-
Дети начинают анализировать своё поведение, сравнивают себя с другими, находя сходство и различия;
-
Появляются барьеры в общении, стеснительность и скованность наряду с демонстративностью и грубостью;
-
Возникают противоречия между особой значимостью общения и новыми сложностями в ее осуществлении.
К четвертому классу у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше.
Предпочтение тех или иных учебных предметов во многом связано с индивидуальными склонностями и способностями ребенка: кому-то нравится математика, у кого-то ярко проявляются лингвистические способности и т.д.
А если у ребенка никаких особенных предпочтений и интересов не обнаруживается? Психологические исследования показывают, что ни к чему не способных детей нет. Даже если школьник не выделяется своими учебными успехами и, на первый взгляд, одинаково безразлично относится ко всем предметам, он непременно обнаруживает склонность к лучшему усвоению учебного материала того или иного содержания. Именно такие склонности, указывающие на более сильные стороны развития ребенка, и необходимо поддерживать.
Взрослые не должны забывать, что жизнь детей не ограничивается стенами школы. За ее пределами ребенок может быть погружен в такие занятия, которые позволят ему проявить свою умелость, добиться успеха, обрести уверенность в себе.
Как помочь ребенку быть организованным?
В связи с началом учебного года перед родителями традиционно встает вопрос о воспитании у своих детей организованности, самостоятельности и ответственности.
Такое воспитание надо начинать по возможности рано и делать это систематически. Важно помнить о естественных законах организма: любое действие при раннем начале и повторении превращается в привычку.
Вначале следует помогать ребенку в сложных для него задачах (напоминать, подстраховывать, делать вместе), затем постепенно отпускать его на самостоятельность.
Исключительно важно следить за доброжелательным тоном общения, особенно если приучение идет трудно.
Полезно помнить правило: «На ошибках учатся». Не следует «стелить соломку» везде, где ребенок может «упасть». Важно оставлять ему возможность встретиться с неприятными последствиями своих действий.
Важную роль играет самооценка в жизни младшего школьника. Становление самооценки зависит не только от его успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.
Дети с завышенной самооценкой, воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности и рано осознают свою исключительность.
В семьях, где растут дети с высокой, но не завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношеним с друзьями) сочетается с достаточной требовательностью.
Дети с пониженной самооценкой пользуются дома большей свободой, но это по сути — бесконтрольность, следствия равнодушия родителей к детям и к друг другу.
В четвертом классе дети с удовольствием общаются с взрослыми. Это практически последний возрастной период, когда ребенок настолько открыт. Именно в этот период можно особенно эффективно влиять на формирование мировоззрения ребенка.
Некоторые дети находятся на пороге пубертатного периода и приобретают черты, характерные для него. Они требуют подчеркнутого уважения к себе, настаивают на своих правах, игнорируя обязанности.
В отношениях со сверстниками дети становятся более самостоятельными — в играх и групповых занятиях охотно берут на себя роль лидера, проникаются делами друзей, помогают, оказывают психологическую поддержку.
Самооценка детей больше зависит не от знаний, а от признания окружающими ценности и уникальности их личности. Происходит формирование личных нравственных ориентиров.
Несколько простых педагогических правил для родителей
1.Верьте в ум ребенка и доверяйте ему.
2. Помогите выбрать те телепередачи, которые заслуживают внимания.
3. Позволяйте ребенку играть со всеми возможными материалами.
4. Не дразните ребенка за ошибки.
5. Хвалите ребенка за выученные стихи, рассказы, песни.
6. Никогда не говорите ребенку, что он хуже других.
7. Не унижайте ребенка, наказывая его.
8. Регулярно читайте ребенку и приучайте его к чтению с малых лет.
9. Отвечайте на все вопросы ребенка честно и терпеливо.
10. Серьезные вопросы ребенка воспринимайте серьезно.
11. Давайте ребенку посильные задания.
12. Помогайте ребенку строить свои личные планы и принимать решения.
13. Не ругайте ребенка за беспорядок в своей комнате, если это связано с творческой работой, и она еще не закончена.
14. Любите ребенка таким как есть, а не за его достижения.
15. Учите ребенка думать самостоятельно.
16. Поддерживайте у ребенка желание фантазировать.
17. Всегда находите время для ежедневного общения с ребенком.
18. Разрешайте ребенку принимать участие в планировании семейных дел.
19. Во время занятий с ребенком находите моменты достойные похвалы.
20. Не хвалите ребенка без причины и неискренне.
21. Никогда не отмахивайтесь от неудач ребенка.
22. Давайте возможность ребенку самостоятельно принимать решения.