Принципы деятельности образовательного учреждения, направленные на профилактику суицидального поведения несовершеннолетних:
-
Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности каждого участника образовательного процесса.
-
Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности каждого участника образовательного процесса.
-
Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
-
Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
-
Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
Уровни суицидальной превенции в образовательной среде
Первый уровень – общая профилактика.
Цель — повышение групповой сплоченности в школе.
Мероприятия.
Создание общих школьных программ психического здоровья, здоровой среды в школе. Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи.
Учащиеся, чувствующие, что учителя к ним справедливы, что у них есть близкие люди в школе, ощущающие себя частью школы, гораздо реже думают или пытаются совершить самоубийство.
Задачи специалистов психологической службы ОУ на данном этапе:
-
Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
-
Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп как в воспитательно-образовательном процессе, так и в период трудной жизненной ситуации (составление программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся).
-
Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
-
Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
-
Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
Второй уровень – первичная профилактика.
Цель — выделение групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков и их семей группы риска с целью предупреждения самоубийств.
Мероприятия.
1). Диагностика суицидального поведения и составление банка данных детей, подростков и их семей группы риска;
2). Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблемно-разрешающему поведению, поиску социальной поддержки, ее восприятию и оказанию, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии;
3). Организация и проведение классных часов, круглых столов, оформление тематических стендов;
4). Разработка плана действий в случае самоубийства, в котором должны быть процедуры действия при выявлении учащегося группы риска, действия при угрозе самоубийства и после самоубийства.
Задачи службы на данном этапе:
-
Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите.
-
Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.
-
Оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
-
Сопровождение детей и подростков группы риска по суицидальному поведению с целью предупреждения самоубийств: терапия кризисных состояний, формирование адаптивных копинг-стратегий, способствующих позитивному принятию себя подростками и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования.
-
Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.
-
Повышение осведомленности специалистов образовательного учреждения, родителей и учащихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации.
-
Включение созданной системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе (составленной программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся) в общий план действий.
-
Определение педагогом-психологом собственной позиции и перечня конкретных действий при выявлении учащегося группы риска, при угрозе учащегося закончить жизнь самоубийством и после самоубийства.
Третий уровень – вторичная профилактика.
Цель — Предотвращение самоубийства.
Мероприятия
1) Оценка риска самоубийства.
Оценка риска самоубийства происходит по схеме: крайняя (учащийся имеет средство совершения самоубийства, выработан четкий план), серьезная (есть план, но нет орудия осуществления) и умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий).
2) Оповещение соответствующего учреждения психического здоровья, запрос помощи. Оповещение родителей.
3) Разбор случая со школьным персоналом, который был включен в работу, так чтобы он мог выразить свои чувства, переживания, внести предложения относительно стратегий и плана работы.
Задачи психологической службы на данном этапе:
-
Организовать и провести встречу близких друзей, одноклассников с врачом психиатром (психотерапевтом).
Четвертый уровень – третичная профилактика.
Цель — Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов.
Мероприятия
1) Оповещение, возможность проконсультироваться с психологом, внимание к эмоциональному климату в школе и его изменению.
2) Направление суицидента к врачу психотерапевту с целью глубинной психотерапевтической коррекции состояния.
3) Отслеживание динамики психологического состояния суицидента в образовательном учреждении.
Задачи психологической службы ОУ на данном этапе:
-
Оказание экстренной первой помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия (дети, подростки, персонал школы).
-
Знание координат специалистов, которые могут оказать психотерапевтическую помощь суицидентам и их семьям.
-
Наличие диагностического инструментария для отслеживания динамики психологического состояния суицидента.