Сопровождение замещающих семей

Создание Службы сопровождения замещающих семей продиктовано временем.

Первые 2 приемные семьи в Адыгее образовались в 1998 году. В 2004 году их стало 16, в 2009 году 95 семей, в 2010 году 104, в 2012 году 120 семей, в 2014 году — более 140 семей.

В 2008 году ГБОУ РА «Центр диагностики и консультирования» участвовал в совместном проекте Евросоюза «Семья для каждого ребенка». Одной из основных задач Министерства образования и науки РА стала организация Службы сопровождения замещающих семей в Республике Адыгея.

В соответствии с реализацией республиканской целевой программы «Улучшение демографической ситуации в Республике Адыгея» в январе 2009 года в центре создается Служба сопровождения замещающих семей.

Цель Службы — организация психолого-педагогического сопровождения замещающих семей, оказание содействия в устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи, оказание методической помощи специалистам органов опеки, специалистам образовательных учреждений, где обучаются и воспитываются приемные дети.

Основными направлениями деятельности Службы являются:

  • социально-психологическая подготовка граждан, выразивших желание стать замещающим родителем;

  • проведение психологического обследования будущих замещающих родителей с их согласия на предмет готовности воспитывать приемных детей;

  • психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей;

  • оказание консультативной помощи по различным вопросам развития и воспитания детей, их адаптации в семье, социализации в обществе;

  • проведение мониторинга эффективности замещающей семьи как формы устройства детей-сирот с целью изучения актуального психологического состояния приемных детей;

  • установление сотрудничества между специалистами Службы и замещающими родителями для дальнейшей работы на основе доверия;

  • организация методической помощи специалистам органов опеки и специалистам образовательных учреждений.

В Службе работают :

руководитель Сафонова Антонина Николаевна — заместитель директора центра, педагог психолог высшей категории;

Асламазова Лилия Артуровна, кандидат психологических наук, педагог-психолог высшей категории,

Белибо Ольга Ибрагимовна, педагог-психолог первой категории;

Хапачева Русеета Руслановна, социальный педагог.

Важной деятельностью Службы является Школа замещающего родителя, целью которой является подготовка будущих замещающих родителей к приему, воспитанию и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимаемых в семью.

Программа Школы рассчитана на 80 часов и включает в себя различные разделы подготовки в области психологии, педагогики, медицины, юриспруденции.

Занятия проводятся в форме психологического тренинга с использованием групповых дискуссий, ролевых игр, информирования, психотехнических упражнений. На занятиях особое внимание уделяется мотивации приема ребенка в семью, ресурсам замещающей семьи, адаптации и психологической защищенности детей-сирот в семье. Слушатели ведут дневник самоанализа. По окончании проводится итоговая аттестация.

Кандидаты, прошедшие успешно подготовку, получают  Свидетельство о прохождении подготовки.

Группы формируются весной и осенью из граждан, желающих стать замещающими родителями.

Очень важным направлением деятельности Службы является сопровождение замещающих семей, которое осуществляется на различных этапах функционирования семьи. Работа строится по различным направлениям:

  • консультирование замещающих родителей и других членов семьи по вопросам семейных взаимоотношений, воспитания и развития детей;

  • коррекционно-развивающая работа с приемными детьми по программам развития коммуникативных и учебных навыков («Коммуниказавры», «Учись учиться», «Развитие творческого мышления» и другие);

  • гармонизация детско-родительских отношений через совместную деятельность, осуществляемую в форме мероприятий для всех членов семьи, например, «Летняя выездная школа», которая дважды проходила в Санатории «Лаго-Наки». За два года в ней приняли участие 26 семей (более ста человек) с кровными и приемными детьми. Цель такой школы – сплочение, установление тесных связей замещающих семей, улучшение детско-родительских отношений, а также различные массовые мероприятия (праздники, фестивали);

  • укрепление сети социального взаимодействия семей в республике через «группы встреч», клубную деятельность, массовые мероприятия);

  • выезды в замещающие семьи по сложным проблемным ситуациям;

  • повышение родительской компетентности через практические семинары, круглые столы, тренинги и другие формы работы;

  • работа с замещающей семьей в кризисной ситуации с целью профилактики возвратов.

Служба сопровождения оказывает методическую помощь специалистам органов опеки и специалистам образовательных учреждений, организуя повышение их компетентности через практические семинары, консультации.

Служба сопровождения обобщает свой опыт работы в области сопровождения замещающих семей, разрабатывает и публикует методические и учебно-методические пособия для кандидатов, родителей и специалистов образовательных организаций.

Разработанные программы Службы апробируются и внедряются в других регионах РФ, например, программа «Путешествие по острову Коммуниказавров» по развитию коммуникативных навыков приемных детей внедрена и используется в интернатных учреждениях Нижнего Новгорода, Ленинградской области, Петрозаводска. Специалисты Службы делятся своим опытом на международном, межрегиональном и региональном уровнях, принимая активное участие в различных проектах, программах, самитах, семинарах. Опыт работы Службы сопровождения замещающих семей ГБОУ РА «Центр диагностики и консультирования» был отмечен Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка во время рабочего визита в феврале 2012 года.